«ГУАМ объединяет только негативное отношение к России»

К России в ГУАМ не все относятся одинаково плохо

Организация, уже 9 лет носящая название по первым буквам входящих в нее стран - Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии (ГУАМ) - решила его поменять. Теперь это объединение будет называться «За демократию и экономическое развитие». Произошло это в Киеве на саммите глав государств ГУАМа.


С тремя из четырех стран, составляющих организацию «За демократию и экономическое развитие», у России сейчас отношения либо совсем плохие, либо довольно прохладные. Доходит до курьезов - вроде запретов на торговлю винами и водами. Очевидно, что Россия совершенно серьезно считает, что эти четверо дружат против нее.


Председатель комитета Государственной думы по международным делам Константин Косачев уверен, что, кроме негативного отношения к России, Киев, Тбилиси, Кишинев и Баку ничем не объединены: «Крайне затруднительно представить себе, что на ценностях демократического выбора и приверженности идеям развития объединяются Молдавия, где у власти находятся коммунисты; Азербайджан, который только что чуть было не лишился своих полномочий в Парламентской ассамблее Совета Европы за некачественно проведенные выборы; Грузия, где оппозиция раз за разом выходит на улицу, не имея возможности выразить свои политические позиции легитимным путем в парламенте; и Украина, где сыпятся правительства, и политики никак не могут договориться о создании сколь-либо жизнеспособных политических коалиций». По мнению Косачева, именно этой неадекватностью политических режимов в странах ГУАМ объясняется реакция России на инициативы своих соседей. «Странно видеть объединение, - говорит Константин Косачев, - которое создается не в позитивном, а в негативном ключе, не за что-то, а против чего-то».


Депутат также считает, что недавнее выступление вице-президента США Дика Чейни на саммите глав государств Балтийского и Черноморского регионов в Вильнюсе было именно подыгрыванием антироссийским настроениям на пространстве бывшего Советского Союза, которые, как полагает Косачев, особенно сильны у представителей властей стран, входящих в ГУАМ. Между тем, стоит напомнить, что некоторое время назад в названии этого объединения было еще одно «У» - Узбекистан. Однако после андижанских событий Ташкент стал крепче дружить с Москвой - дело дошло до создания военного союза. При этом из ГУАМ, Узбекистан, разумеется, вышел.


Эксперт московского Центра Карнеги Николай Петров полагает, что Россия ушла от былого романтизма в отношениях с соседями: «После цветных революций Москва провела существенную ревизию своих подходов к постсоветской интеграции. Мне кажется, что нынешние установки Кремля гораздо более прагматичны, гораздо более реалистичны, чем раньше. С другой стороны, понятно, что слишком велика пропасть между амбициями представлениями о себе у российского руководства (Россия всегда ощущала себя единственным хозяином на самом постсоветском пространстве) и теми амбициями, которые есть у других постсоветских стран, особенно амбициями, связанными с возможностью получения ими внешней помощи».


По мнению Николая Петрова, в отношениях между бывшими союзными республиками сейчас слишком много эмоционального. Это вредно для всех сторон.


С другой стороны, многие наблюдатели отмечают, что именно внешнеполитические шаги России, а именно критика Михаила Саакашвили с первых дней «революции роз» и поддержка Виктора Януковича на Украине, сделали эмоциональную составляющую всего этого узла на пространстве бывшего СССР такой сильной.