Да, братцы, «Спартак» - это вам не какой-нибудь «Милан»

Тот самый факс из Милана

Почти неделя отделяет нас от финального матча Кубка России по футболу. Для истории срок, конечно, мизерный, но для эмоций все-таки немалый. Уже, кажется, и улеглись они, эти эмоции. Армейцы, к победам в последнее время привыкшие, отпраздновали, спартаковцы постарались очередную неудачу позабыть. А вот мне почему-то не забывается.


Нет, не сама игра – в ней-то как раз ничего особенного и запоминающегося не было. Опостылевший синтетический газон, многократно увеличивающий и без того немалое количество технических ошибок, совершенно не равная борьба, исход которой в очередной раз решили бразильцы, в чьем превосходстве над всеми остальными игроками – и чужими, и своими – давно уже убедились все вокруг.


Так что же не дает покоя, что заставляет вновь и вновь возвращаться к событиям 20 мая? Всего лишь несколько критических слов в адрес арбитра Валентина Иванова, сказанных на послематчевой пресс-конференции тренером «Спартака» Владимиром Федотовым.


Что ж тут удивительного, спросите вы. Тренеру проигравших обрушиться на судью – самое милое дело. Будь на месте Федотова Газзаев – поступил бы точно так же. Неужто мы не знаем, чем Валерий Георгиевич объясняет все неудачи своей команды?


Так-то оно так, да только выразить-то свое отчаяние и разочарование можно по-разному. Как именно сделал это Федотов, вы могли услышать в прошлое воскресенье в программе «Прессинг»: «Судья не соответствовал уровню такого матча… Он не соответствовал уровню этой игры, класса этих игроков…». Ни много, ни мало.


Вот эти слова Владимира Григорьевича и не давали мне покоя. Не давали настолько, что пришлось в один прекрасный день достать с полки номера журнала «Футбольная правда» и начать их перелистывать в поисках одного документа. Поиски увенчались успехом, а потому сейчас и вы ознакомитесь с текстом означенного документа, опубликованного в «ФП» № 11 (февраль 2004 года). Это – факсимильное послание, пришедшее в Российский футбольный союз 17 декабря 2003 года из штаб-квартиры «Милана». За три дня до того итальянский клуб боролся в Йокогаме с аргентинским «Бока Хуниорс» за Межконтинентальный кубок и после ничьей – 1:1 уступил в серии пенальти. А вернувшись домой, послал в Москву факс следующего содержания:


«Александру Тукманову
Российский футбольный союз


Милан, 17 декабря 2003 года


Уважаемый господин Тукманов!
Нам не удалось привезти Межконтинентальный кубок в Европу, но мы вновь стали свидетелями великолепного выступления г-на Валентина Иванова на мировой сцене во время финала в Йокогаме в прошлое воскресенье, 14 декабря 2003 года.
Мы хотели бы вновь выразить удовлетворение и признательность г-ну Иванову, который провел трудный матч, исполнив свою роль в очень элегантной манере.
Мы надеемся впредь видеть его в важных матчах в Европе и, пользуясь случаем, выражаем Вам – и ему через Вас – нашу искреннюю признательность.
С наилучшими пожеланиями,
Умберто Гандини»


Вот видите, как занимательно: уровню игроков «Милана» Иванов соответствовал, а уровню игроков «Спартака» - увы. Вам не кажется, что есть тут какая-то нестыковочка? Если кажется, то в чем вы видите ее причину?


Лично я – в том, что говорить надо не об уровне игры и уровне игроков, а об уровне тренера. Культурном уровне. Ему лучший российский арбитр, давно пользующийся уважением во всем футбольном мире, действительно, не соответствует. Или наоборот?