Потерпевшие не считают дело о захвате заложников в Беслане законченным

По окончании оглашения приговора общественные организации «Матери Беслана» и «Голос Беслана» провели совместную пресс-конференцию. На ней потерпевшие выразили возмущение тем, что Николай Шепель не пришел на встречу с ними. «Мы давно не можем добиться встречи с представителями следствия. И даже сегодня Шепель нашел отговорку, чтобы не прийти сюда», - сказала журналистам представительница Комитета «Матери Беслана» Марина Пак. Выступающие заявили, что со стороны Генпрокуратуры осуществляется давление на свидетелей, которые дают показания по бесланскому делу, и на самих потерпевших.


Потерявшая в первой бесланской школе ребенка жительница Беслана Рита Сидакова выразила отношение к наказанию Кулаева немалой части пострадавших, хотя и подчеркнула, что приводит только свое мнение: «Что может пожелать любая мать или любой отец тем, кто совершил это злодеяние. Я бы хотела, чтобы его на площади прилюдно казнили. Пусть это негуманно, но то, что они сотворили, это не по-человечески».


Адвокат потерпевших Теймураз Чиджемов, напротив, считает, что пожизненный срок заключения - адекватная мера наказания в отношении Кулаева.


«Многие люди, которые приговорены к высшей мере или к пожизненному заключению, находясь в заключении требуют, чтобы их расстреляли. Женщины просят, пусть там они страдают также, как мучились и страдали наши дети. Это, конечно, серьезная мера наказания», - сказал Теймураз Чиджемов.


Теймураз Чиджемов выразил свое удовлетворение тем как прошел судебный процесс. По его мнению, самый главный итог процесса заключается в том, что во время судебных заседаний были выяснены очень многие обстоятельства, о которых потерпевшие говорили, но без доказательно: «Они считали многих должностных лиц виновными, руководствуясь эмоциями. В процессе над Кулаевым была добыта масса доказательств, подтверждающих, вывод потерпевших о том, что многие должностные лица как до теракта, так и во время теракта не приняли должных мер по предотвращению проникновения боевиков на территорию Северной Осетии. Целый ряд мероприятий, о которых говорили должностные лица, начиная с президента Дзасохова как руководителя антитеррористической комиссии, существовали только на бумаге, в том числе охрана административных границ с Ингушетией. Они были открыты. Все знали, что через эти границы возят нефть, то есть преступный мир использует эти границы».


Лидер общественного комитета «Голос Беслана» Элла Кесаева и ее соратники считают, что приговором в отношении Кулаева нельзя ставить точку в процессе выяснения обстоятельств бесланской трагедии сентября 2004 года.


«И пострадавшие, и заложники говорят, что все только начинается. Дело Кулаева завершилось, но все только начинается. Дело в отношении основных виновников только будет расследоваться сейчас. Мы не оставим это дело. Кулаевым мы не обойдемся. Если кто-то думает, что на этом все закончилось - кинули нам подачку в виде Кулаева, то глубоко ошибается. Все только начинается. Мы не успокоимся, пока все виновники не понесут наказание», - сказала Элла Кесаева.


Кесаева перечислила фамилии тех представителей федеральных органов власти, в отношении которых, по мнению многих жителей Беслана, необходимо тоже провести прокурорское и судебное расследование: «Владимир Анисимов, Владимир Проничев, Александр Тихонов. Мы их повторяем больше года уже. Они командовали боевыми действиями, они отдали приказ по применению огнеметов и танков. Валентин Соболев здесь говорил, что армия не имеет права стрелять по мирному населению. Это не война была. Это был штурм и освобождение заложников. Они передали командование тяжелой техникой сотрудникам ФСБ в ЦСМ Тихонову. У Тихонова были огнеметы и гранатометы. Это все было на вооружении у ФСБ. Они должны ответить за то, что стреляли по спортзалу они применили. К этому времени они уже определили, что там было столько людей. Это называется умышленное убийство. За это надо отвечать. Это не халатность. Даже просто быть свидетелями они не захотели. Даже до этого они не опустились.


Но сколько бы не прошло времени, за свои злодеяния эти генералы будут отвечать. Мы знаем, что никто из них не ответил, что кроме Анисимова все продолжают работать на своих местах. Мы знаем, что их тайно награждают. У нас в стране появились тайные герои России. Чьи они герои? Герои народа или герои руководства страны? Если их тайно награждают после Беслана и после Норд-Оста, значит, они выполняли все, что они натворили, это было по приказанию руководства страны. Цепочка тянется туда - в руководство, к Путину».


Потерпевшие заявили, что приложат все усилия для того, чтобы так называемое основное дело по бесланскому теракту дошло до суда.