Вслед за российским газом в Европу пришла российская сталь. Иностранные газеты обсуждают сегодня слияние люксембургской сталелитейной компании Arcelor и российской «Северсталь», о котором стало известно в минувшую пятницу. По информации изданий, помешать сделке, в результате которой в мире образуется неоспоримый гигант, пытается американо-индийская Mittal Steel, сама недавно пытавшаяся поглотить Arcelor и предлагавшая за контроль над ней 25,8 миллиардов евро.
The Wall Street Journal и Financial Times сообщают, что обслуживающий Mittal Steel американский инвестиционный банк Goldman Sachs написал письмо директорам Arcelor, в котором согласие на слияние подвергается критике. Дело в том, что, несколько инвесторов европейской компании высказали свое недовольство сделкой с российским гигантом. К примеру, глава хедж-фонда Centaurus Capital Бернар Оппети заявил Financial Times, что сделка разрушает стоимость Arcelor. В то время как сделка с Mittal, по его мнению, заслуживает рассмотрения. А управляющий фонда Amber Capital Джозеф Огурлиан высказал мнение, что активы, вносимые главой «Северстали» Алексеем Мордашовым в оплату акций Arcelor, не имеют справедливой оценки. Таким образом, декларируемая цена акции Arcelor в рамках сделки условна, а премия к оферте Mittal не доказуема.
Банк Goldman Sachs решил скоординировать сопротивление сделке при помощи своего письма, которое собирается направить председателю Arcelor Джозефу Киншу и всем акционерам компании. В письме будет содержаться призыв инициировать внеочередное собрание акционеров компании для рассмотрения сделки с компанией Алексея Мордашова. Поскольку покупку «Северстали» должны утверждать не простое большинство, а не менее двух третей акционеров компании. Для созыва внеочередного собрания потребуется собрать подписи 20% акционеров Arcelor.
Между тем, как сообщают те же издания, на слияние с российской компанией Arcelor подвигла агрессивная политика пытавшейся поглотить ее Mittal Steel. Стремясь помешать Mittal, глава Arcelor Ги Долле обратился сразу к двум крупным российским компаниям - к «Северстали», соответственно Мордашову, и металлургическому магнату Владимиру Лисину, совладельцу Новолипецкого металлургического комбината. «Однако поддержка этой сделки со стороны Кремля была обеспечена только Мордашову, говорят источники, осведомленные о ходе переговоров», - пишет The Wall Street Journal. И добавляет, что, сделка Алексея Мордашова с Arcelor показывает, что безусловная лояльность к Кремлю может проносить достойные плоды. Последним из олигархов, кто пытался продать свою долю в бизнесе крупной международной компании был Михаил Ходорковский, который чуть было не продал значительную долю ЮКОСа Exxon Mobil три года назад. Сейчас он находится в колонии, а его компания фактически уничтожена.
Что же касается Мордашова, то он присягнул на верность Кремлю, выступив в 2004 году представителем избирательной кампании Путина. Более того, руководство «Северстали» тесно связано с партией власти «Единая Россия» в области как национальной, так и местной политики. Бывший заместитель генерального директора «Северстали» Игорь Левитин сейчас занимает пост министра транспорта России. Компания Мордашова в 2005 году приобрела долю в независимом телевизионном канале RenTV, усилив опасения, что Кремль таким образом пытается утвердить контроль над российскими СМИ, отмечает The Wall Street Journal.
Кто в будущем возглавит гигантскую компанию, которая в случае слияния получит контроль за пятой частью мирового рынка, уже очевидно, подхватывает германская Handelsblatt. Это 40-летний Алексей Мордашов, который на 30 лет моложе председателя наблюдательного совета Джозефа Кинша Arcelor и на 20 лет моложе ее исполнительного директора Ги Долле.
Мордашов всем своим видом дает понять, что после ухода верхушки Arcelor он будет играть главную роль в концерне, считает издание. Мордашов не оставляет сомнений и в том, что это является еще и политической миссией. «Российские акционеры получат в будущем более серьезное, если не доминирующее влияние в компании Arcelor», – заявил он в начале пресс-конференции. И такое заявление должно понравится президенту Путину, с которым за несколько дней до объявления о сделке Мордашов встречался в Сочи.
По условиям соглашения между Arcelor и «Северсталью» олигарх получит 32,2% акций Arcelor в обмен на 89,6% акций своей компании, а также свои доли в «Северсталь-ресурсе», американской Severstal North America и итальянской Lucchini. Кроме того, он заплатит акционерам Arcelor 1,25 миллиардов евро денежными средствами. Однако, обменивая акции Мордашов сохранит право голоса по 25,01% своих бумаг «Северстали» из этого пакета. Таким образом Мордашов сможет выдвигать 6 из 18 членов совета директоров в будущей объединенной компании, а сам займет посты президента совета директоров и председателя комитета по стратегии Arcelor.
Между тем, хотя глава «Северсталь-групп» и дал обязательство не менять свою долю в Arcelor в течение четырех лет и не продавать акции в течение пяти лет, он заявил сегодня агентству «Интерфакс», что нацелен на увеличение своего пакета акций в Arcelor до 45%.
По условиям сделки магнат не имеет права покупать акции Arcelor, но ему при этом не возбраняется увеличивать свою долю за счет сокращения долей других акционеров в результате выкупа и погашения акций.