Адвокаты Ходорковского и Лебедева связывают свои надежды с Европейским судом по правам человека

Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Марк Крутов: Ровно год назад в Мещанском суде Москвы завершилось оглашение приговора по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Их приговорили к 8 годам колонии. Чуть позже этот срок был сокращен до 7 лет. Что прошедший год принес бывшим руководителям ЮКОСа и "Менатепа", каких изменений в их судьбе ожидают и пытаются добиться адвокаты осужденных - об этом в репортаже нашего корреспондента.



Марьяна Торочешникова: Адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт не надеется на отмену приговора, который защита называет неправосудным. По его мнению, сейчас гораздо важнее добиться перевода Ходорковского из отдаленной колонии ближе к Москве.



Юрий Шмидт: Говоря откровенно, похвастать нам нечем. Снизить срок или, тем более, добиться отмены неправосудного приговора нам не удалось. Адвокат Падва, который руководит обжалованием приговора, получил несколько отказов из городского и, по-моему, из Верховного суда. Вроде бы в данный момент дело истребовано Верховным судом для проверки в порядке надзора, хотя я не вижу абсолютно никакой перспективы. Если команды сверху не поступит, то никакого протеста в порядке надзора, естественно, никто вносить не будет. Но в остальном все мы только и занимались тем, что отбивались от необоснованных претензий, которые предъявляли Михаилу Борисовичу в колонии со стороны администрации, обжаловали взыскания, которые на него накладывали за несовершенные проступки. Также пытались отменить решения о направлении Ходорковского в колонию города Краснокаменска, решения откровенно противозаконного, но в этом Замоскворецкий суд отказал. 13 июня будет рассматриваться Московским городским судом кассационная жалоба, которую я подал.


Там был небольшой успех при рассмотрении Верховным судом нашей жалобы на один из пунктов правил внутреннего трудового распорядка, ограничивающий право осужденных на свидание с адвокатом. Вот здесь мы добились небольшого, скажем так, успеха технического. А в остальном все осталось на своих местах.



Марьяна Торочешникова: Адвокаты Платона Лебедева также не оставляют попыток оспорить решение об этапировании их подзащитного в отдаленную колонию, но и они терпят неудачи.


Говорит адвокат Платона Лебедева Евгений Бару.



Евгений Бару: Нужно разделить нашу деятельность за этот период в двух направлениях. Первое - это обжалование самого приговора, с которым мы никогда не были согласны, и у нас есть весомые аргументы оспаривать этот приговор. И второе направление нашей деятельности было связано с жалобами о незаконном направлении Лебедева в поселок Харп, Ямало-Ненецкий округ. По двум этим направлениям нами составлялись соответствующие документы, обращались мы в судебные инстанции. К сожалению, никакого положительного результата мы не получили. Кроме того, Московский городской суд посчитал возможным снизить наказание на один год. Мотивации, которая дала бы нам основания понять, по каким причинам был снижен срок и почему только на год, мы так и не имеем.



Марьяна Торочешникова: Евгений Александрович, расскажите, пожалуйста, о самом Платоне Леонидовиче. Известно ли о каких-то взысканиях со стороны администрации колонии?



Евгений Бару: Один раз, это мне известно, подвергался наказанию водворением в штрафной изолятор - за нарушение, как полагала администрация, связанное с невыполнением правил внутреннего распорядка. Каких-либо иных инцидентов он не упоминал. Наши приезды, я имею в виду адвокатов, и общение с ним никакими осложнениями не сопровождались.



Марьяна Торочешникова: Пока же все надежды и адвокатов, и их подзащитных связаны с Европейским судом по правам человека - здесь находятся жалобы и Михаила Ходорковского, и Платона Лебедева. Те, что касаются незаконного содержания под стражей, будут рассмотрены в приоритетном порядке - такое решение уже есть. Однако пока дата слушаний дела по существу не называется.