Гэвин О'Рейли критиковал Путина с десяти метров

В разговоре с президентом Павел Гусев, Виктор Лошак и Александр Любимов предпочли улыбаться

Сегодня в Москве начал свою работу Всемирный газетный конгресс. В фойе здания, которое в старину называли Кремлевский дворец съездов, а теперь Государственный Кремлевский дворец, было совершенно не протолкнуться. Издателям, редакторам, журналистам - всем, кто как-то связан с мировыми масс-медиа - обещали Владимира Путина, да еще и с выступлением, поэтому интерес был очень серьезный. Главный редактор журнала «Огонек» Виктор Лошак сказал, что факт проведения конгресса показывает: к России уже относятся по-новому: «Безусловно, самое главное, что мы уже не воспринимаемся миром как какая-то африканская страна, которой нужно показывать компьютеры, рассказывать о каких-то банальных вещах, связанных со свободой слова».


С другой стороны, российские редакторы оценивают проведение конгресса (конечно же, не все) как признание того, что Россия – страна с существующей свободой прессы. Однако главный редактор журнала «Новое время» Александр Пумпянский считает, что в тонкостях свободы слова по-российски делегаты конгресса не слишком разбираются: «Наша страна все еще считается страной, обладающей признаками демократии, свободы печати. Но с моей точки зрения, у нас происходит явный зажим свободы прессы, телевидения, особенно это касается крупных телеканалов. Теперь взялись за газеты. «Известия» - последний пример».


Президента России ждали около двух часов. В это время официальные представители Всемирной газетной ассоциации, которые проводят этот конгресс, а также Владимир Спиваков с Государственным филармоническим оркестром развлекали пришедших, как могли. Хорошей музыки в ГКД было действительно очень много. Наконец появился Владимир Путин. Но если охрана успела избавить президента от встречи с четырьмя юными активистами Национал-большевистской партии, разбросавшими свои листовки, то от нелицеприятных слов президента Всемирной газетной ассоциации оградить Владимира Путина уже не удалось: в своем достаточно длинном выступлении Гэвин О'Рейли практически все время критиковал состояние свободы слова в России.


«Должен сказать, - заявил господин О'Рейли, - что многие члены нашей ассоциации сомневались, стоит ли проводить Всемирный конгресс прессы в Москве. Вы, без всяких сомнений, знаете, что ваша страна и ваша администрация много раз были раскритикованы за установление, по многим сообщениям, контроля над масс-медиа и оказание влияния на них».


Гэвин О'Рейли не остановился только на этом пассаже, своей речью он дал понять, что он знает в деталях ситуацию со свободой масс-медиа в России.


«Почему государство в России до сих пор обвиняют в том, что оно создает атмосферу, в которой журналисты должны осторожничать и помнить о самоцензуре, чтобы не быть серьезно наказанными, если они вдруг перейдут черту? Или как быть с отсутствием независимого национального телевидения, все каналы которого прямо или косвенно контролируются властью? И в то время как известные газеты переходят под контроль финансовых и промышленных групп, лояльных власти и прямо ею контролируемых, как можно спорить с утверждением, что олигархический контроль над масс-медиа просто поменяли на государственный».


Пожалуй, впервые за время пребывания Владимира Путина у власти кто-то при публике, при работающих телекамерах около 20 минут говорил ему критические замечания, находясь буквально в 10 метрах от президента. Владимир Путин имел заготовленную, написанную речь, и он отвечал по-своему.


«Мы с вами собрались в этом зале, который когда-то назывался Дворцом съездов Коммунистической партии, а сегодня обсуждаем проблемы свободы слова и в достаточно критическом ключе мы, хозяева, слушаем наших гостей, - заявил президент. - Такого даже представить себе было невозможно еще совсем недавно, 10 лет тому назад, 12, 15 лет тому назад. Правда, без большевиков здесь тоже, в этом зале, не обходится, но они уже действуют в другом качестве».


Президент, прочем, не вспомнил, что уже 15 лет назад человек, которого он называл своим духовным учителем, а именно Анатолий Собчак, как раз в этом зале на съезде народных депутатов СССР вовсю критиковал существовавшие порядки. Он вспомнил о другом.


«Известно, что в 90-е годы на нарождающийся рынок российских СМИ пришли самые разные капиталы, в том числе те, которые с большой натяжкой можно было назвать прозрачными, - сказал Владимир Путин. - У их хозяев нередко были свои, весьма далекие от потребностей общества интересы. Свободе прессы в тот период времени развития России стала угрожать уже не прежняя монопольная государственная идеология, а диктат олигархического капитала».


Конгресс продлится еще два дня. Делегаты собираются участвовать в большом количестве «круглых столов». Один из них, например, носит название «Взгляд в 2010 год: как газеты могут управлять поколением бесплатной информации». Отдельной темой будет появление народной журналистики.


Многие наблюдатели уже сошлись во мнении, что конгресс, который Москва принимает в преддверии встречи «большой восьмерки» в Петербурге, стал первым намеком для российских властей на то, что разговор с западными лидерами на предстоящем саммите G 8 может оказаться непростым.