Выставка "Феномен Бати", посвященная уникальной архитектуре и устройству города-фабрики Злина, - делу жизни одного из легендарных капиталистов XX века Томаша Бати, - открылась в Праге.
Посетив однажды чешский город Злин, знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье назвал его "Феномен БАти". Работники фабрики "БАтя" (Bata) до Второй мировой войны жили в однотипных кирпичных коттеджах, за которыми даже ухаживали по особому принципу. Эти дома часто называли "доходными". Основатель всемирно известной обувной фирмы Томаш Батя четко понимал простую истину - для того, чтобы сотрудники честно и хорошо работали, им необходимо предоставить достойные условия. Именно для них в городе Злине строились кинотеатры, универмаги, больницы, административные здания. Выставка "Феномен Бати", которая открылась на днях в Праге, посвящается уникальной архитектуре города Злина и главному делу всей жизни одного из легендарных капиталистов XX века.
Чешский коммерсант Томаш Батя обладал удивительными менеджерскими способностями и фантазией. Он начинал с крошечной семейной мастерской, которая по-настоящему стала фирмой, когда Бате пришло в голову создать легкие летние туфли из дешевого и необычного в то время материала – полотна, пользовавшиеся громадным спросом в большой стране, называвшейся Австро-Венгрией. К середине 20-х годов в получившей независимость Чехословакии ему принадлежала уже не только обувная фабрика - он владел также заводом по производству автомобильных шин, электростанциями, фабрикой по производству игрушек, которая называлась "Фатра", его фирма делала велосипеды, строила самолеты. Батя не жалел денег на рекламные ролики о своей компании, на фильмы о своем городе, в рекламных отделах работали лучшие графики и живописцы. Прототипы обсолютно функционального города Злина строились по всему миру. Куратор нынешней выставки Радомира Седлакова рассказывает об уникальном подходе фирмы Батя к производственному процессу :
- В какой-то момент фирма Батя пришла к выводу - намного экономичнее не экспортировать готовую продукцию, а строить за рубежом фабрики-филиалы, строить всю инфраструктуру по тем же проектам, что и в Злине - жилые и общественные дома, кинотеатры. Одинаковые города строились по всему миру, за исключением, кажется, Антарктиды и Австралии. В Северной и Южной Америке, в Азии, в Африке везде можно найти города фирмы Батя. Для самого Злина характерным и необычным было то, что фабрики и жилые дома находились в цветущих парках. Поэтому у всех, кто когда-либо побывает в этом городе, складывается впечатление чего-то родного, приятного и незабываемого. На эту выставку мы старались перенести атмосферу этого города, здесь есть фотографии людей, которые работали на фабриках "Бати", макеты районов Злина, в небольшом кинозале можно посмотреть черно-белый фильм о производстве фирмы "Батя", мы привезли дамскую и мужскую обувь, от самой скромной до самой дорогой. Можно посмотреть, как выглядели рекламные плакаты "Бати" в таких странах, как Арабские Эмираты, Англия, Хорватия и так далее. Эта выставка служит своего рода приглашением в город Злин, чтобы посмотреть, как он выглядит в действительности.
Особое внимание создатели выставки уделяют деятельности торговых домов. Раньше они назывались "Домами службы". Там делали все, что касалось ног, вплоть до педикюра. Там же ремонтировали и продавали старую обувь, ремонтировали колготки и носки. "Клиенты всегда должны оставаться довольны" – главный лозунг фирмы "Батя". А значит, и работа обслуживающего персонала должна быть на высоком уровне.
Бела Котюжанска, признанная в 2003-м году лучшим продавцом современного магазина "Бати" в центре Праги, убедилась в этом лично. Она с гордостью вспоминает, как несколько раз пожимала руку Томашу Бате-младшему, главному продолжателю дела отца:
- Я помню этого милейшего человека, он всегда подходил, здоровался, спрашивал - как идут дела, как продажи. Главным для него всегда был заказчик. Поэтому продавец со знанием нескольких языков должен был уметь максимально помочь покупателю в его выборе. Во время испытательного срока я ходила на курсы английского языка, иначе я бы не задержалась в этом магазине надолго. Очень часто к нам заходили так называемые "подставные покупатели". Это были специальные люди, которые следили за качеством нашей работы. С виду они были обычными клиентами, иногда семейными парами, но если кассир ошибался, то следующие три месяца работал продавцом. А если продавец оказывался недостаточно вежливым с покупателем, то его временно отправляли работать на склад. Я очень любила свою работу, наверное, поэтому ни разу не попалась. Продавцам также рассказывают всю теорию обработки кожи, как делается подошва и все остальное. Нам показывали всю технологию производства обуви, сумок, чулок… Для этого мы ездили в город Злин. Тогда там уже делали обувь только для армии. Когда я увидела все это своими глазами, то обувь стала воспринимать совершенно по-другому. Мастера работали очень быстро и ловко. Я снимаю шляпу перед теми, кто умеет делать и ремонтировать обувь. Я представляю, как это было сложно, особенно в то время, когда сапожники работали вручную, не было никаких станков и тем более фабрик.
Перед началом Второй мировой войны наследники Томаша Бати, увлекавшегося еще и авиацией и погибшего в итоге в авиакатастрофе, покинули Чехословакию, при этом разделив бизнес из-за личных конфликтов. Сын Томаш-младший уехал в Канаду, а сводный брат Ян Антонин - в Бразилию. После войны коммунисты конфисковали фирму – перейдя в собственность государства, она получила название "СвИт". Машинные и резиновые заводы "Бати" развалились. Яна Антонина к тому же обвинили в сотрудничестве до эмиграции с немцами, в 1938 году оккупировавшими страну, так что в Чехословакии ему грозило тюремное заключение. Несправедливость суда признали лишь несколько лет назад. И хотя это случилось уже не при жизни самого Яна, для семьи это было очень важно. Ведь всю свою жизнь они верили, что правда восторжествует.
Сегодня фабрики по производству обуви с логотипом "Батя" есть в Испании, Канаде, Индии, Италии и в других странах. Позднее Томаш Батя-младший приезжал на родину и занимался продажей обуви с логотипом "Батя", которую производили уже не в Чехии. До конца своих дней он контролировал начатую когда-то обувную эпопею отца, которую сегодня многие называют "Феномен Бати".
Посетив однажды чешский город Злин, знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье назвал его "Феномен БАти". Работники фабрики "БАтя" (Bata) до Второй мировой войны жили в однотипных кирпичных коттеджах, за которыми даже ухаживали по особому принципу. Эти дома часто называли "доходными". Основатель всемирно известной обувной фирмы Томаш Батя четко понимал простую истину - для того, чтобы сотрудники честно и хорошо работали, им необходимо предоставить достойные условия. Именно для них в городе Злине строились кинотеатры, универмаги, больницы, административные здания. Выставка "Феномен Бати", которая открылась на днях в Праге, посвящается уникальной архитектуре города Злина и главному делу всей жизни одного из легендарных капиталистов XX века.
Чешский коммерсант Томаш Батя обладал удивительными менеджерскими способностями и фантазией. Он начинал с крошечной семейной мастерской, которая по-настоящему стала фирмой, когда Бате пришло в голову создать легкие летние туфли из дешевого и необычного в то время материала – полотна, пользовавшиеся громадным спросом в большой стране, называвшейся Австро-Венгрией. К середине 20-х годов в получившей независимость Чехословакии ему принадлежала уже не только обувная фабрика - он владел также заводом по производству автомобильных шин, электростанциями, фабрикой по производству игрушек, которая называлась "Фатра", его фирма делала велосипеды, строила самолеты. Батя не жалел денег на рекламные ролики о своей компании, на фильмы о своем городе, в рекламных отделах работали лучшие графики и живописцы. Прототипы обсолютно функционального города Злина строились по всему миру. Куратор нынешней выставки Радомира Седлакова рассказывает об уникальном подходе фирмы Батя к производственному процессу :
- В какой-то момент фирма Батя пришла к выводу - намного экономичнее не экспортировать готовую продукцию, а строить за рубежом фабрики-филиалы, строить всю инфраструктуру по тем же проектам, что и в Злине - жилые и общественные дома, кинотеатры. Одинаковые города строились по всему миру, за исключением, кажется, Антарктиды и Австралии. В Северной и Южной Америке, в Азии, в Африке везде можно найти города фирмы Батя. Для самого Злина характерным и необычным было то, что фабрики и жилые дома находились в цветущих парках. Поэтому у всех, кто когда-либо побывает в этом городе, складывается впечатление чего-то родного, приятного и незабываемого. На эту выставку мы старались перенести атмосферу этого города, здесь есть фотографии людей, которые работали на фабриках "Бати", макеты районов Злина, в небольшом кинозале можно посмотреть черно-белый фильм о производстве фирмы "Батя", мы привезли дамскую и мужскую обувь, от самой скромной до самой дорогой. Можно посмотреть, как выглядели рекламные плакаты "Бати" в таких странах, как Арабские Эмираты, Англия, Хорватия и так далее. Эта выставка служит своего рода приглашением в город Злин, чтобы посмотреть, как он выглядит в действительности.
Особое внимание создатели выставки уделяют деятельности торговых домов. Раньше они назывались "Домами службы". Там делали все, что касалось ног, вплоть до педикюра. Там же ремонтировали и продавали старую обувь, ремонтировали колготки и носки. "Клиенты всегда должны оставаться довольны" – главный лозунг фирмы "Батя". А значит, и работа обслуживающего персонала должна быть на высоком уровне.
Бела Котюжанска, признанная в 2003-м году лучшим продавцом современного магазина "Бати" в центре Праги, убедилась в этом лично. Она с гордостью вспоминает, как несколько раз пожимала руку Томашу Бате-младшему, главному продолжателю дела отца:
- Я помню этого милейшего человека, он всегда подходил, здоровался, спрашивал - как идут дела, как продажи. Главным для него всегда был заказчик. Поэтому продавец со знанием нескольких языков должен был уметь максимально помочь покупателю в его выборе. Во время испытательного срока я ходила на курсы английского языка, иначе я бы не задержалась в этом магазине надолго. Очень часто к нам заходили так называемые "подставные покупатели". Это были специальные люди, которые следили за качеством нашей работы. С виду они были обычными клиентами, иногда семейными парами, но если кассир ошибался, то следующие три месяца работал продавцом. А если продавец оказывался недостаточно вежливым с покупателем, то его временно отправляли работать на склад. Я очень любила свою работу, наверное, поэтому ни разу не попалась. Продавцам также рассказывают всю теорию обработки кожи, как делается подошва и все остальное. Нам показывали всю технологию производства обуви, сумок, чулок… Для этого мы ездили в город Злин. Тогда там уже делали обувь только для армии. Когда я увидела все это своими глазами, то обувь стала воспринимать совершенно по-другому. Мастера работали очень быстро и ловко. Я снимаю шляпу перед теми, кто умеет делать и ремонтировать обувь. Я представляю, как это было сложно, особенно в то время, когда сапожники работали вручную, не было никаких станков и тем более фабрик.
Перед началом Второй мировой войны наследники Томаша Бати, увлекавшегося еще и авиацией и погибшего в итоге в авиакатастрофе, покинули Чехословакию, при этом разделив бизнес из-за личных конфликтов. Сын Томаш-младший уехал в Канаду, а сводный брат Ян Антонин - в Бразилию. После войны коммунисты конфисковали фирму – перейдя в собственность государства, она получила название "СвИт". Машинные и резиновые заводы "Бати" развалились. Яна Антонина к тому же обвинили в сотрудничестве до эмиграции с немцами, в 1938 году оккупировавшими страну, так что в Чехословакии ему грозило тюремное заключение. Несправедливость суда признали лишь несколько лет назад. И хотя это случилось уже не при жизни самого Яна, для семьи это было очень важно. Ведь всю свою жизнь они верили, что правда восторжествует.
Сегодня фабрики по производству обуви с логотипом "Батя" есть в Испании, Канаде, Индии, Италии и в других странах. Позднее Томаш Батя-младший приезжал на родину и занимался продажей обуви с логотипом "Батя", которую производили уже не в Чехии. До конца своих дней он контролировал начатую когда-то обувную эпопею отца, которую сегодня многие называют "Феномен Бати".