«Здравствуйте, Анатолий Иванович! Благословения вам от Господа Бога, да посетит вас творческая воля и сила Его! Анатолий Иванович, как вы думаете, боится ли современный чёрт ладана? Увы! Я прочитала, что учёные обнаружили в ладане наркотик. Давно я не была так оглушена информацией. В православных храмах ладан повсюду продаётся в качестве священного предмета для прогнания нечистого духа, болезни. Ничего себе помощничек! Православные попы рекомендуют носить ладанки на груди… Как-то зловеще прозвучали слова одного архимандрита, что монахи не могут без храма, впадают в уныние и т.п. Я и о себе подумала, как бы не стать ладанозависимой. Вы, Анатолий Иванович, как хотите, но ведь получается, что входишь в храм - и вот попадаешь в рабство греха, ведь слегка наркоманишь, а за час-два прилично надышишься. Ничего себе благодать! Барское сознание иерархов Московской патриархии не может, конечно, снизойти до решения таких вопросов, эти лица вне критики, они почти небожители. А вы, Анатолий Иванович, когда вам скажут, что современный чёрт боится ладана, не верьте. Да, верно сказал Спаситель: «Теперь власть тьмы». С христианской любовью Людмила Алексеевна».
Эта женщина уже писала на радио «Свобода», и так вольно, с православной точки зрения, писала, что я сказал в одной из передач, что она, по существу, уже не православная, а протестантка, бессознательная протестантка, как очень многие люди в России, считающие себя православными, а на самом деле они то ли протестанты, то ли не поймёшь, кто, и что я не удивлюсь, если через какое-то время она уйдёт к баптистам или другим протестантам. Это было несколько лет назад. Похоже, так и случилось. Что ж, как к церкви у каждого свой путь, так и из церкви.
Письмо из Орловской области: «Я родился в Донбассе, работал на шахтах городов Стаханова, Антрацита, Ровеньков. В 1997 году перебрался с семьёй в Россию, на родину предков. У меня два родных брата. Старший – гражданин Украины, младший – Израиля, средний, то бишь я – гражданин России. Нынешние времена для Израиля не самые лучшие, тем не менее, Володя в последнем телефонном разговоре, хоть и был под шафе, заявил трезвое: «Я живу в демократическом государстве». Мне же крыть нечем, кроме как сказать самому себе, что он уехал на всё готовое. В Украине демократия с трудом, но приживается, это говорит и мой старший брат, и я сам вижу, а в России – откат. На своё бытие жаловаться не могу. Всё хорошо, хотя нищета, пишу вам на обратной стороне накладных. Не было бы хуже. Многих удивляет то, что, приехав в Россию буквально с ручной кладью, моя семья смогла построить приличный дом. Секрета нет – восемь лет пришлось работать в Москве и батрачить в Подмосковье. Отказывали себе во всём, спали по-быстрому, отдыхали накоротке, выворачивали карманы перед ментами, отдавая им последние червонцы, да, на родине предков и граждане России, так мы соприкасались со своим государством, которое ставит себя выше всех государств Земли. Сейчас оно рушится в умах многих. Надежда на лучшее есть, оснований – нет. Уходить от этой системы нужно решительно, мирно, легально, парламентским путём. Это называют цветными революциями. У многих российских политиков понятие об этом более выразительное, чем сам предмет. На том и стоят, и брату мне сказать нечего. С уважением Владимир Хрыков».
Письмо из Северного Казахстана. «Здравствуйте, Анатолий Иванович! У нас девальвация наступила как раз на мой тридцатый день рождения. Уже к концу дня многие магазины закрылись - переписывали ценники. Люди закупают спички, соль и макароны. Местные деньги подешевели на четверть. Впрочем, для меня эта новость не стала неожиданной - о грядущей девальвации на иностранных сайтах заговорили еще в декабре, и я успел подготовиться. Нас уверяли, что наша страна успешно обходит кризис благодаря мудрой и взвешенной политике партии и правительства. Опять наступает бардак... В прошлом году решил всерьез взяться за немецкий. Не ищу я золотых гор, конечно. Просто хотелось бы пожить в Европе. Надоела серость, которая давит все сильнее. Было время, почти целое десятилетие, когда наши люди вроде бы стали распрямляться, лучше жить материально, но в то же время появились какие-то маргинальные привычки. Если выкидывают мусор, то мимо мусорки. Если машина крутая, пусть все об этом знают по гудкам клаксона и блатной музыке. Если праздник, то пить до потери сознания и петь под караоке до третьих петухов. Я часто чувствую себя инопланетянином. Я не очень верю в Россию, которая стала напоминать мне мой Казахстан всесилием чиновничества, бессилием обычного гражданина. Я хочу уйти от здешней серости и дикости. Интересы замкнуты только на выживании. С наилучшими пожеланиями. Максимов».
Этот молодой человек живёт в Северном Казахстане, но похожие письма, как знают слушатели «Свободы», пишут нам русские из самых благоустроенных стран. О серости жизни, узости интересов... Пишут не только письма на «Свободу» - пишут романы, повести, рассказы, посылают в Москву, в серьёзные журналы, там это печатается. Уже существует целая литература выходцев из России, разочарованных Западом (но не думающих его покидать). Юная героиня одного из таких сочинений страшно недовольна тем, что у всех, в том числе и у неё, всё есть, и каждый болтает, что ему вздумается. Она хочет, чтобы – цитирую – «при свободе слова никто не говорил ничего глупого или пошлого, чтобы свободное слово было всё как есть культурное и хорошего вкуса». Этой девушке и таким, как она, в известном смысле хуже, чем вам, господин Максимов. Вы надеетесь, что славны бубны за горами, а эти люди уже там, и дальше им ехать от тамошней «серости и дикости» некуда… Ехать некуда, зато есть куда идти, скажет верующий человек, но это уже другой разговор, он не по моей части.
«Здравствуйте, Анатолий Иванович! Иногда смотрю новости по ОРТ, и вот хочу занять ваше внимание следующим наблюдением. В начале года говорящая голова сообщает, что премьер-министр России объявил о программе модернизации вооруженных сил. Это в разгар кризиса-то! Ну, думаю, это их дело. В конце марта показывают другой сюжет: о том, как здорово в российской армии умеют выдувать муляжи военной техники. На экране - дутые танки, дутые самолеты, дутые пусковые установки и т.д. И что же я, обычный человек, должен теперь думать о российской армии? Ведь я могу тут заключить, что руководство России, дабы обмануть врагов, решает переплюнуть князя Потемкина. А денежки на модернизацию в таком случае на что пошли? Или это и есть обещанная «модернизация»? Видимо, кризис таки дает о себе знать, рождая теперь уже потемкинскую армию. Но остается вопрос: зачем и для кого нужно было показывать эту дутую армию? Это все, о чем я хотел вам сообщить. С уважением Роман». Вы меня извините, Роман, но если российский премьер-министр назовёт ваше письмо злопыхательским, мне трудно будет с ним спорить. И это ваше цензорское замечание телевизионному начальству: «зачем показывать?». Я в таких случаях невольно ему сочувствую. Мало путинских цензоров, так ещё и зритель туда же… Не скажет просто: мне не понравилось, а непременно: зачем показали? Раз мне не понравилось, значит, не надо было показывать. Обязаны были предвидеть, что мне не понравится
«Уважаемый Анатолий! Жизнь сложна. Я не вижу принципиального различия между странами, Старым Светом, Новым, Россией, СССР и т.д. Выгнали СССР из Афгана, унизительно сдох СССР - и что? Мир настал? Мы в Чечне воюем, Грузию бомбим, Украину обижаем. Ну, а правовой Запад? В Косово резню остановил? Безнаказанно бомбить с безопасного расстояния - не в счет. В Ираке чего искали? Лучше сделали, чем было? ДомА у нас в Москве тогда странно взорвались, так и в Нью-Йорке с "близнецами" не всё ясно. Путин "не тот", но он хоть дело делает. Его есть за что уважать. Есть попытка продлить его полномочия на несколько сроков? А сколько раз Рузвельта избирали? Роль личности в истории никто не отменял. Миром правят не демократы, не жидо-масоны, а деньги. Я когда на наших демократов смотрю, то всегда прикидываю, сколько стоит оранжевый плакат, палатка на Майдане, футболка с зубром. Деньги не народ даёт, у него нет. Прелесть демократии в её управляемости. Кто-то в мире страдает о свободе российского, украинского, грузинского, киргизского и т. д. народов? Не верю. Все в конце концов: вся правовая риторика, демократические стенания - ради экономического превосходства одних стран над другими, естественный отбор, так сказать. О себе любимом. Я еще Хрущева на мавзолее помню, и всегда неплохо и свободно жил. Блата не было. Был врачом, служил в армии десять лет, пока хотел, уволился, занимался бизнесом, учился (в сорок пять пошел учить английский, закончил академию, и сейчас работаю, хожу в тайгу на охоту, счастлив в семье. Дело надо делать господа! Мы нужны только себе. Будьте здоровы, жить надо долго. С уважением Владимир».
В кои веки пришло на «Свободу» письмо от человека, довольного не только собой, но и своей жизнью. Доволен же он потому, как мы слышали, что всему знает цену, а цена в его глазах выражается звонкой монетой. Закон и совесть – это всё дымовая завеса, за которой скрывается одно алчность - что в Америке, что в России, что в Тибете. Такой взгляд называется циничным. Циник уверен, что в мире действует правило: умри ты сегодня, а я завтра, и никаких других правил. Мне кажется, в своё время он горячо верил, что после совка всё будет так хорошо, как ему и не снилось, но сам для этого не ударил палец о палец. Безучастный человек. Таких в России подавляющее большинство. Вот они и живут не совсем так, как им мечталось (а теперь уже и не мечтается). Но то, что этот счастливый человек не видит принципиальной разницы между свободным миром и своей страной, не означает, что разницы нет. В свободной стране в наличии, например, конкуренция, и достаточно честная. Способному человеку легче проявить себя, расцветают таланты. И результаты налицо. Посмотрите на жилище американца в тысяче километров от американской столицы и на жилище русского в десяти километрах от Москвы. Сравните доходы на душу населения. Сравните научно-технические достижения.
Письмо из Киева: «Сколько смелых, умных, прекрасных людей погибли за право говорить правду властителям! «Дайте только мне микрофон! - когда-то думала я. - Моих правдивых слов они испугаются, как яркого света - тараканы! Устыдятся своих преступлений и затрепещут перед наказанием!». Дудки! Сегодня мы живем в атмосфере свободы слова. Конечно, большое достижение в том, что никого не забирают ни в кутузку, ни в дурдом. А зачем это делать, если обнародованная чистейшая правда сама по себе ничего не меняет. За последние годы все слои общества наговорились всласть. А каков результат? Количество сказанного не перешло в качество сделанного. Свобода слова не остановила в нашей стране подлостей, присущих власти… Наравне с правдивыми словами свободны лживые. Правда тонет, опутанная наглым обманом, как сетями. Ложь прекрасно держит удар. Мы зависли, как неисправный компьютер. Нет-нет, да и хватается возмущенная толпа даже в Европе за камни и горючую смесь. Начинаешь думать, что без какого-нибудь бунта не обойтись и у нас. Это - ужас, ужас, ужас! Неужели нужна кровь, чтобы хорошо встряхнуть наших правителей, всю страну, ее дремучий народ? Буду рада услышать, что мои рассуждения ошибочны. Можете меня представить, как угодно: Петровой, Сидоровой, Волковой».
С неким умыслом я представлю эту женщину под всеми тремя фамилиями: Петрова-Сидорова-Волкова. Обычно говорят так: на кой эта свобода слова, если Васька слушает, да ест? С человеком, который разочарован на такой манер, не хочется вступать в беседу. На что он, собственно, жалуется? На то, что нет на свете начальника, который проснётся однажды утром и превратит свободу слова в непосредственную производительную силу? Взрослое дитё… А вот госпожа Петрова-Сидорова-Волкова уже не дитё. Она и разочарована, и возмущена, но – по-взрослому. И это главное, что произошло со многими людьми в Украине за годы после оранжевой революции. Они повзрослели. Смотрите. Эта женщина верила, что свобода слова сразу изменит жизнь, образумит и вразумит власть. Не вышло. И что? Госпожа Петрова-Сидорова-Волкова не говорит: ну, её, свободу слова! Она говорит: ну, что ж, печально, горько, не хочется, а придётся, видно, принимать более крутые меры. Она готова действовать, а не ныть, и боится только крови. И правильно делает, что боится – значит, постарается обойтись мирными средствами.
«Анатолий, здравствуйте! Ваши передачи слушаю редко.
Правда, иногда читаю тексты на сайте. Общее впечатление: вы ненавидите все, что связано с СССР и далее с Россией. В то же время безоговорочно поддерживаете политику США, хотя, наверное, понимаете, что истина почти всегда где-то посередине. А у вас получается, что истина прописана в США.
И все же у меня к вам вопрос. Предыдущий госсекретарь США как-то заметила, что у них с Россией разногласия по статусу Абхазии и Южной Осетии. Тут же хочется спросить: а разногласия по Косово уже устранены? Или там уже все сделано по сценарию Америки и поэтому вопросов нет? И почему Запад твердит об оккупации Россией Абхазии и Южной Осетии? Россия официально признала эти страны. Установила дипотношения и действует в правовом поле. Зачем что-то придумывать и додумывать? В тоже время все должны понять, что даже если теоретически предположить, что признание было ошибкой, то все равно обратного пути нет и быть не может. Так что и это проехали. Что вы по этому поводу скажите? Олег».
Я скажу, Олег, кое-что только насчёт правового поля, об остальном – как-нибудь в следующий раз. Выйдите из подъезда своего дома. Там на лавочке сидят пожилые женщины. Рядом, на детской площадке, мужчины. Скажите им, сначала - женщинам, потом - мужчинам, что они живут в правовом поле. Потом заговорите с ними про Абхазию и Южную Осетию. Скажите, что и там российская власть действует в правовом поле. А потом напишите мне, что вам ответят ваши собеседницы и собеседники.
Пишет господин Баринов: «Примерно год назад я вам писал насчет разделительных рубежей в ЕС: они появятся, когда похужеют дела. Как видите, не так уж я был неправ – кризис таки способствует росту пограничных столбов в той или иной форме. Но "и это пройдет", как верно говаривали древние. Тут на днях позвонил старый друг и спрашивает: "Что это за кризис, о котором только что из утюга не передают? Что, наша деньга - доллары, что ли? Или у нас всё сделано и больше нечего делать?" И то правда! Работа - единственное лекарство от кризиса. Держись подальше от жадности и мотовства, всё и образуется. Да ценить надо маленькие радости жизни, а то нам или всё, или ничего. Второй мой корифан по интернету связался с друзьями в Штатах, тоже про кризис их пытал, так они в том смысле отвечали, что от него первого слышат про этого зверя. Бензин у них там подешевел, а бедным правительство как помогало, так и помогает». С интересом прочитал ваше письмо, господин Баринов, спасибо. Действительно интересно: о кризисе только из утюга не передают, и не вчера начали, а ваш старый друг так до сих пор и не понял ничего, хотя его настроение мне нравится, как и ваше. Философское и рабочее настроение людей сейчас – это лучшее лекарство от кризиса. Так и учёные считают. Это, кажется, единственное, о чём у них нет разногласий. Об остальном спорят. Я, например, себя успокаиваю высказыванием Карла Маркса: «Пока существует человек, будет существовать и материальное производство». Тут я должен объясниться со слушателями, которые пишут на экономические темы, то есть предлагают свои решения мирового финансово-экономического кризиса. Я уже боюсь таких писем. Если у экономистов нет одной точки зрения, то чего ожидать от остальных? Тут у меня две трудности. Во-первых, не тянет отзываться на эти прожекты, потому что я ведь тоже не экономист, и мне не очень хочется смешить или раздражать специалистов, во-вторых, часто пишут такое, что не лезет ни в какие ворота с любой точки зрения. Вот типичное высказывание: «Американцы живут в кредит, за который расплачивается весь мир. Экономисты – Нобелевские лауреаты! Ау! Где вы? Кто из вас хоть раз заявил об опасности кредитования всем миром американцев? И прислушались бы американцы к этому. Получается, благотворительность американцев тоже за счёт остального мира». Автор этого письма – большой поклонник Путина. Знает ли он, что правительство Путина только что купило – не за рубли, разумеется – очередную гору американских облигаций? Больше России их накупили только Китай и, кажется, Япония. Для чего? Почему? Для того, чтобы не пропали сбережения страны, а надёжнее места для хранения денег, чем США, несмотря ни на что, в мире нет. Сообщала об этой покупке российская пропаганда своему населению? Нет, конечно, или сообщила, но мельком, так, чтобы никто ничего не понял и не запомнил. Зато о том, что американцы обирают весь мир, а сами ничего не делают, говорится ежечасно, и только что не из утюга, как выразился друг господина Баринова, и это в головы западает и производит там свою работу, и вот я представляю себе положение Виктора Амвросиевича Хандельды (это он написал, что американцы живут за счёт остального мира): как он будет теперь совмещать любовь к Путину, ненависть к Америке и то, что Путин всей денежной мощью государства российского её поддерживает. Вот потому, что я не хочу, чтобы взрывались головы таких слушателей «Свободы», а заодно и моя голова, в которой тоже не семь пядей, - вот поэтому я и откладываю в сторону большинство таких писем. Мне, правда, могут сказать: «Если у вас в передаче звучат самые дикие политические суждения, то почему не могут звучать такие же экономические? Ведь в конце концов это ваша обязанность – представлять всё разнообразие слушательских мнений». В общем, надо как-то выкручиваться, а как – я окончательно не решил, тем более, что и руководители некоторых крупных государств показывают не больше подкованности, чем мы, грешные. Может быть, пока я буду решать, кризис закончится…
Вот, кстати, и господин Науменко Ю.Я. пишет: «Я часто слышу в вашей передаче критику России. Но я хочу поговорить об Америке. Ведь все беды идут от Америки. Америка помогла развалить Советский Союз. Почему на земной планете всюду идёт вражда? Только из-за Америки. Лезет в каждую страну, а теперь лезет на Россию, так ей хочется уничтожить Россию. Всякими хитростями приспосабливается. И Горбачёву создала хорошую жизнь. Его надо расчленить на мелкие части за развал Союза. Эту Америку надо уничтожить. Собрались бы все страны и уничтожили, чтобы людям жилось спокойно».
Да, господин Науменко, и где бы тогда Россия хранила свои сбережения? И весь мир – тоже.
«Пишу вам из посёлка Копысь Оршанского района Витебской области. У нас родился президент Белоруссии. В августе 2007 года он посетил наш посёлок, был на открытии моста через Днепр, а также на открытии сырзавода. Там его спросили, как называть сыры. Он сказал: «Называйте, как хотите, только «Лукашенковским» не называйте». Потом подкорректировал: «Назовите «Купаловским». Рядом с посёлком Копысь находится филиал музея Янки Купалы, белорусского поэта. И ещё президент сказал: «И «Павловским» назовите». Павлов – это мэр Минска, который спонсировал народные деньги на строительство сырзавода. Вот и выпустили, Иванович, сыр «Купаловский» с изображением Янки Купалы. Хочу услышать ваше мнение по этому вопросу, хотя считаю, что если бы в России выпустили колбасу «Пушкинская» с изображением Пушкина, народ разорвал бы идейного вдохновителя на части. Николай Михайлович Рыбаков».
Вы не написали, Николай Михайлович, о сыре «Павловский». Его тоже выпускают или только «Купаловский»? И как он на вкус? Что говорят люди? Есть водка «Смирновская», «Шустов» (или это коньяк?), «Жириновская». С демократической точки зрения не было бы ничего особенного и в «Пушкинской» водке, а может быть, она уже и есть, не знаю. Да и в колбасе… Перед законом, как и перед покупателем, или лучше, может быть, сказать: перед духом демократического закона, перед рыночной стихией все равны – и Смирнов, и Шустов, и Пушкин, разве что Жириновский чуть равнее.
Тем временем Евгений Карасёв из Омска прислал свои «Мудрые мысли». Среди них такие. «Коррупционер – плохой пример». – «Вот было бы классно, если бы всё украденное оказалось фальшивым». – «При гидравлическом ударе рвутся трубы. При экономическом – экономические связи» - «Финансовый кризис, как и любое другое явление, не берётся ниоткуда и не уходит в никуда». И так далее.
Эта женщина уже писала на радио «Свобода», и так вольно, с православной точки зрения, писала, что я сказал в одной из передач, что она, по существу, уже не православная, а протестантка, бессознательная протестантка, как очень многие люди в России, считающие себя православными, а на самом деле они то ли протестанты, то ли не поймёшь, кто, и что я не удивлюсь, если через какое-то время она уйдёт к баптистам или другим протестантам. Это было несколько лет назад. Похоже, так и случилось. Что ж, как к церкви у каждого свой путь, так и из церкви.
Письмо из Орловской области: «Я родился в Донбассе, работал на шахтах городов Стаханова, Антрацита, Ровеньков. В 1997 году перебрался с семьёй в Россию, на родину предков. У меня два родных брата. Старший – гражданин Украины, младший – Израиля, средний, то бишь я – гражданин России. Нынешние времена для Израиля не самые лучшие, тем не менее, Володя в последнем телефонном разговоре, хоть и был под шафе, заявил трезвое: «Я живу в демократическом государстве». Мне же крыть нечем, кроме как сказать самому себе, что он уехал на всё готовое. В Украине демократия с трудом, но приживается, это говорит и мой старший брат, и я сам вижу, а в России – откат. На своё бытие жаловаться не могу. Всё хорошо, хотя нищета, пишу вам на обратной стороне накладных. Не было бы хуже. Многих удивляет то, что, приехав в Россию буквально с ручной кладью, моя семья смогла построить приличный дом. Секрета нет – восемь лет пришлось работать в Москве и батрачить в Подмосковье. Отказывали себе во всём, спали по-быстрому, отдыхали накоротке, выворачивали карманы перед ментами, отдавая им последние червонцы, да, на родине предков и граждане России, так мы соприкасались со своим государством, которое ставит себя выше всех государств Земли. Сейчас оно рушится в умах многих. Надежда на лучшее есть, оснований – нет. Уходить от этой системы нужно решительно, мирно, легально, парламентским путём. Это называют цветными революциями. У многих российских политиков понятие об этом более выразительное, чем сам предмет. На том и стоят, и брату мне сказать нечего. С уважением Владимир Хрыков».
Письмо из Северного Казахстана. «Здравствуйте, Анатолий Иванович! У нас девальвация наступила как раз на мой тридцатый день рождения. Уже к концу дня многие магазины закрылись - переписывали ценники. Люди закупают спички, соль и макароны. Местные деньги подешевели на четверть. Впрочем, для меня эта новость не стала неожиданной - о грядущей девальвации на иностранных сайтах заговорили еще в декабре, и я успел подготовиться. Нас уверяли, что наша страна успешно обходит кризис благодаря мудрой и взвешенной политике партии и правительства. Опять наступает бардак... В прошлом году решил всерьез взяться за немецкий. Не ищу я золотых гор, конечно. Просто хотелось бы пожить в Европе. Надоела серость, которая давит все сильнее. Было время, почти целое десятилетие, когда наши люди вроде бы стали распрямляться, лучше жить материально, но в то же время появились какие-то маргинальные привычки. Если выкидывают мусор, то мимо мусорки. Если машина крутая, пусть все об этом знают по гудкам клаксона и блатной музыке. Если праздник, то пить до потери сознания и петь под караоке до третьих петухов. Я часто чувствую себя инопланетянином. Я не очень верю в Россию, которая стала напоминать мне мой Казахстан всесилием чиновничества, бессилием обычного гражданина. Я хочу уйти от здешней серости и дикости. Интересы замкнуты только на выживании. С наилучшими пожеланиями. Максимов».
Этот молодой человек живёт в Северном Казахстане, но похожие письма, как знают слушатели «Свободы», пишут нам русские из самых благоустроенных стран. О серости жизни, узости интересов... Пишут не только письма на «Свободу» - пишут романы, повести, рассказы, посылают в Москву, в серьёзные журналы, там это печатается. Уже существует целая литература выходцев из России, разочарованных Западом (но не думающих его покидать). Юная героиня одного из таких сочинений страшно недовольна тем, что у всех, в том числе и у неё, всё есть, и каждый болтает, что ему вздумается. Она хочет, чтобы – цитирую – «при свободе слова никто не говорил ничего глупого или пошлого, чтобы свободное слово было всё как есть культурное и хорошего вкуса». Этой девушке и таким, как она, в известном смысле хуже, чем вам, господин Максимов. Вы надеетесь, что славны бубны за горами, а эти люди уже там, и дальше им ехать от тамошней «серости и дикости» некуда… Ехать некуда, зато есть куда идти, скажет верующий человек, но это уже другой разговор, он не по моей части.
«Здравствуйте, Анатолий Иванович! Иногда смотрю новости по ОРТ, и вот хочу занять ваше внимание следующим наблюдением. В начале года говорящая голова сообщает, что премьер-министр России объявил о программе модернизации вооруженных сил. Это в разгар кризиса-то! Ну, думаю, это их дело. В конце марта показывают другой сюжет: о том, как здорово в российской армии умеют выдувать муляжи военной техники. На экране - дутые танки, дутые самолеты, дутые пусковые установки и т.д. И что же я, обычный человек, должен теперь думать о российской армии? Ведь я могу тут заключить, что руководство России, дабы обмануть врагов, решает переплюнуть князя Потемкина. А денежки на модернизацию в таком случае на что пошли? Или это и есть обещанная «модернизация»? Видимо, кризис таки дает о себе знать, рождая теперь уже потемкинскую армию. Но остается вопрос: зачем и для кого нужно было показывать эту дутую армию? Это все, о чем я хотел вам сообщить. С уважением Роман». Вы меня извините, Роман, но если российский премьер-министр назовёт ваше письмо злопыхательским, мне трудно будет с ним спорить. И это ваше цензорское замечание телевизионному начальству: «зачем показывать?». Я в таких случаях невольно ему сочувствую. Мало путинских цензоров, так ещё и зритель туда же… Не скажет просто: мне не понравилось, а непременно: зачем показали? Раз мне не понравилось, значит, не надо было показывать. Обязаны были предвидеть, что мне не понравится
«Уважаемый Анатолий! Жизнь сложна. Я не вижу принципиального различия между странами, Старым Светом, Новым, Россией, СССР и т.д. Выгнали СССР из Афгана, унизительно сдох СССР - и что? Мир настал? Мы в Чечне воюем, Грузию бомбим, Украину обижаем. Ну, а правовой Запад? В Косово резню остановил? Безнаказанно бомбить с безопасного расстояния - не в счет. В Ираке чего искали? Лучше сделали, чем было? ДомА у нас в Москве тогда странно взорвались, так и в Нью-Йорке с "близнецами" не всё ясно. Путин "не тот", но он хоть дело делает. Его есть за что уважать. Есть попытка продлить его полномочия на несколько сроков? А сколько раз Рузвельта избирали? Роль личности в истории никто не отменял. Миром правят не демократы, не жидо-масоны, а деньги. Я когда на наших демократов смотрю, то всегда прикидываю, сколько стоит оранжевый плакат, палатка на Майдане, футболка с зубром. Деньги не народ даёт, у него нет. Прелесть демократии в её управляемости. Кто-то в мире страдает о свободе российского, украинского, грузинского, киргизского и т. д. народов? Не верю. Все в конце концов: вся правовая риторика, демократические стенания - ради экономического превосходства одних стран над другими, естественный отбор, так сказать. О себе любимом. Я еще Хрущева на мавзолее помню, и всегда неплохо и свободно жил. Блата не было. Был врачом, служил в армии десять лет, пока хотел, уволился, занимался бизнесом, учился (в сорок пять пошел учить английский, закончил академию, и сейчас работаю, хожу в тайгу на охоту, счастлив в семье. Дело надо делать господа! Мы нужны только себе. Будьте здоровы, жить надо долго. С уважением Владимир».
В кои веки пришло на «Свободу» письмо от человека, довольного не только собой, но и своей жизнью. Доволен же он потому, как мы слышали, что всему знает цену, а цена в его глазах выражается звонкой монетой. Закон и совесть – это всё дымовая завеса, за которой скрывается одно алчность - что в Америке, что в России, что в Тибете. Такой взгляд называется циничным. Циник уверен, что в мире действует правило: умри ты сегодня, а я завтра, и никаких других правил. Мне кажется, в своё время он горячо верил, что после совка всё будет так хорошо, как ему и не снилось, но сам для этого не ударил палец о палец. Безучастный человек. Таких в России подавляющее большинство. Вот они и живут не совсем так, как им мечталось (а теперь уже и не мечтается). Но то, что этот счастливый человек не видит принципиальной разницы между свободным миром и своей страной, не означает, что разницы нет. В свободной стране в наличии, например, конкуренция, и достаточно честная. Способному человеку легче проявить себя, расцветают таланты. И результаты налицо. Посмотрите на жилище американца в тысяче километров от американской столицы и на жилище русского в десяти километрах от Москвы. Сравните доходы на душу населения. Сравните научно-технические достижения.
Письмо из Киева: «Сколько смелых, умных, прекрасных людей погибли за право говорить правду властителям! «Дайте только мне микрофон! - когда-то думала я. - Моих правдивых слов они испугаются, как яркого света - тараканы! Устыдятся своих преступлений и затрепещут перед наказанием!». Дудки! Сегодня мы живем в атмосфере свободы слова. Конечно, большое достижение в том, что никого не забирают ни в кутузку, ни в дурдом. А зачем это делать, если обнародованная чистейшая правда сама по себе ничего не меняет. За последние годы все слои общества наговорились всласть. А каков результат? Количество сказанного не перешло в качество сделанного. Свобода слова не остановила в нашей стране подлостей, присущих власти… Наравне с правдивыми словами свободны лживые. Правда тонет, опутанная наглым обманом, как сетями. Ложь прекрасно держит удар. Мы зависли, как неисправный компьютер. Нет-нет, да и хватается возмущенная толпа даже в Европе за камни и горючую смесь. Начинаешь думать, что без какого-нибудь бунта не обойтись и у нас. Это - ужас, ужас, ужас! Неужели нужна кровь, чтобы хорошо встряхнуть наших правителей, всю страну, ее дремучий народ? Буду рада услышать, что мои рассуждения ошибочны. Можете меня представить, как угодно: Петровой, Сидоровой, Волковой».
С неким умыслом я представлю эту женщину под всеми тремя фамилиями: Петрова-Сидорова-Волкова. Обычно говорят так: на кой эта свобода слова, если Васька слушает, да ест? С человеком, который разочарован на такой манер, не хочется вступать в беседу. На что он, собственно, жалуется? На то, что нет на свете начальника, который проснётся однажды утром и превратит свободу слова в непосредственную производительную силу? Взрослое дитё… А вот госпожа Петрова-Сидорова-Волкова уже не дитё. Она и разочарована, и возмущена, но – по-взрослому. И это главное, что произошло со многими людьми в Украине за годы после оранжевой революции. Они повзрослели. Смотрите. Эта женщина верила, что свобода слова сразу изменит жизнь, образумит и вразумит власть. Не вышло. И что? Госпожа Петрова-Сидорова-Волкова не говорит: ну, её, свободу слова! Она говорит: ну, что ж, печально, горько, не хочется, а придётся, видно, принимать более крутые меры. Она готова действовать, а не ныть, и боится только крови. И правильно делает, что боится – значит, постарается обойтись мирными средствами.
«Анатолий, здравствуйте! Ваши передачи слушаю редко.
Правда, иногда читаю тексты на сайте. Общее впечатление: вы ненавидите все, что связано с СССР и далее с Россией. В то же время безоговорочно поддерживаете политику США, хотя, наверное, понимаете, что истина почти всегда где-то посередине. А у вас получается, что истина прописана в США.
И все же у меня к вам вопрос. Предыдущий госсекретарь США как-то заметила, что у них с Россией разногласия по статусу Абхазии и Южной Осетии. Тут же хочется спросить: а разногласия по Косово уже устранены? Или там уже все сделано по сценарию Америки и поэтому вопросов нет? И почему Запад твердит об оккупации Россией Абхазии и Южной Осетии? Россия официально признала эти страны. Установила дипотношения и действует в правовом поле. Зачем что-то придумывать и додумывать? В тоже время все должны понять, что даже если теоретически предположить, что признание было ошибкой, то все равно обратного пути нет и быть не может. Так что и это проехали. Что вы по этому поводу скажите? Олег».
Я скажу, Олег, кое-что только насчёт правового поля, об остальном – как-нибудь в следующий раз. Выйдите из подъезда своего дома. Там на лавочке сидят пожилые женщины. Рядом, на детской площадке, мужчины. Скажите им, сначала - женщинам, потом - мужчинам, что они живут в правовом поле. Потом заговорите с ними про Абхазию и Южную Осетию. Скажите, что и там российская власть действует в правовом поле. А потом напишите мне, что вам ответят ваши собеседницы и собеседники.
Пишет господин Баринов: «Примерно год назад я вам писал насчет разделительных рубежей в ЕС: они появятся, когда похужеют дела. Как видите, не так уж я был неправ – кризис таки способствует росту пограничных столбов в той или иной форме. Но "и это пройдет", как верно говаривали древние. Тут на днях позвонил старый друг и спрашивает: "Что это за кризис, о котором только что из утюга не передают? Что, наша деньга - доллары, что ли? Или у нас всё сделано и больше нечего делать?" И то правда! Работа - единственное лекарство от кризиса. Держись подальше от жадности и мотовства, всё и образуется. Да ценить надо маленькие радости жизни, а то нам или всё, или ничего. Второй мой корифан по интернету связался с друзьями в Штатах, тоже про кризис их пытал, так они в том смысле отвечали, что от него первого слышат про этого зверя. Бензин у них там подешевел, а бедным правительство как помогало, так и помогает». С интересом прочитал ваше письмо, господин Баринов, спасибо. Действительно интересно: о кризисе только из утюга не передают, и не вчера начали, а ваш старый друг так до сих пор и не понял ничего, хотя его настроение мне нравится, как и ваше. Философское и рабочее настроение людей сейчас – это лучшее лекарство от кризиса. Так и учёные считают. Это, кажется, единственное, о чём у них нет разногласий. Об остальном спорят. Я, например, себя успокаиваю высказыванием Карла Маркса: «Пока существует человек, будет существовать и материальное производство». Тут я должен объясниться со слушателями, которые пишут на экономические темы, то есть предлагают свои решения мирового финансово-экономического кризиса. Я уже боюсь таких писем. Если у экономистов нет одной точки зрения, то чего ожидать от остальных? Тут у меня две трудности. Во-первых, не тянет отзываться на эти прожекты, потому что я ведь тоже не экономист, и мне не очень хочется смешить или раздражать специалистов, во-вторых, часто пишут такое, что не лезет ни в какие ворота с любой точки зрения. Вот типичное высказывание: «Американцы живут в кредит, за который расплачивается весь мир. Экономисты – Нобелевские лауреаты! Ау! Где вы? Кто из вас хоть раз заявил об опасности кредитования всем миром американцев? И прислушались бы американцы к этому. Получается, благотворительность американцев тоже за счёт остального мира». Автор этого письма – большой поклонник Путина. Знает ли он, что правительство Путина только что купило – не за рубли, разумеется – очередную гору американских облигаций? Больше России их накупили только Китай и, кажется, Япония. Для чего? Почему? Для того, чтобы не пропали сбережения страны, а надёжнее места для хранения денег, чем США, несмотря ни на что, в мире нет. Сообщала об этой покупке российская пропаганда своему населению? Нет, конечно, или сообщила, но мельком, так, чтобы никто ничего не понял и не запомнил. Зато о том, что американцы обирают весь мир, а сами ничего не делают, говорится ежечасно, и только что не из утюга, как выразился друг господина Баринова, и это в головы западает и производит там свою работу, и вот я представляю себе положение Виктора Амвросиевича Хандельды (это он написал, что американцы живут за счёт остального мира): как он будет теперь совмещать любовь к Путину, ненависть к Америке и то, что Путин всей денежной мощью государства российского её поддерживает. Вот потому, что я не хочу, чтобы взрывались головы таких слушателей «Свободы», а заодно и моя голова, в которой тоже не семь пядей, - вот поэтому я и откладываю в сторону большинство таких писем. Мне, правда, могут сказать: «Если у вас в передаче звучат самые дикие политические суждения, то почему не могут звучать такие же экономические? Ведь в конце концов это ваша обязанность – представлять всё разнообразие слушательских мнений». В общем, надо как-то выкручиваться, а как – я окончательно не решил, тем более, что и руководители некоторых крупных государств показывают не больше подкованности, чем мы, грешные. Может быть, пока я буду решать, кризис закончится…
Вот, кстати, и господин Науменко Ю.Я. пишет: «Я часто слышу в вашей передаче критику России. Но я хочу поговорить об Америке. Ведь все беды идут от Америки. Америка помогла развалить Советский Союз. Почему на земной планете всюду идёт вражда? Только из-за Америки. Лезет в каждую страну, а теперь лезет на Россию, так ей хочется уничтожить Россию. Всякими хитростями приспосабливается. И Горбачёву создала хорошую жизнь. Его надо расчленить на мелкие части за развал Союза. Эту Америку надо уничтожить. Собрались бы все страны и уничтожили, чтобы людям жилось спокойно».
Да, господин Науменко, и где бы тогда Россия хранила свои сбережения? И весь мир – тоже.
«Пишу вам из посёлка Копысь Оршанского района Витебской области. У нас родился президент Белоруссии. В августе 2007 года он посетил наш посёлок, был на открытии моста через Днепр, а также на открытии сырзавода. Там его спросили, как называть сыры. Он сказал: «Называйте, как хотите, только «Лукашенковским» не называйте». Потом подкорректировал: «Назовите «Купаловским». Рядом с посёлком Копысь находится филиал музея Янки Купалы, белорусского поэта. И ещё президент сказал: «И «Павловским» назовите». Павлов – это мэр Минска, который спонсировал народные деньги на строительство сырзавода. Вот и выпустили, Иванович, сыр «Купаловский» с изображением Янки Купалы. Хочу услышать ваше мнение по этому вопросу, хотя считаю, что если бы в России выпустили колбасу «Пушкинская» с изображением Пушкина, народ разорвал бы идейного вдохновителя на части. Николай Михайлович Рыбаков».
Вы не написали, Николай Михайлович, о сыре «Павловский». Его тоже выпускают или только «Купаловский»? И как он на вкус? Что говорят люди? Есть водка «Смирновская», «Шустов» (или это коньяк?), «Жириновская». С демократической точки зрения не было бы ничего особенного и в «Пушкинской» водке, а может быть, она уже и есть, не знаю. Да и в колбасе… Перед законом, как и перед покупателем, или лучше, может быть, сказать: перед духом демократического закона, перед рыночной стихией все равны – и Смирнов, и Шустов, и Пушкин, разве что Жириновский чуть равнее.
Тем временем Евгений Карасёв из Омска прислал свои «Мудрые мысли». Среди них такие. «Коррупционер – плохой пример». – «Вот было бы классно, если бы всё украденное оказалось фальшивым». – «При гидравлическом ударе рвутся трубы. При экономическом – экономические связи» - «Финансовый кризис, как и любое другое явление, не берётся ниоткуда и не уходит в никуда». И так далее.