В Чехии - день "О"

Вацлав Клаус и Барак Обама с супругами в Праге

Перспективы саммита ЕС-США в Праге и значение визита в Прагу Барака Обамы оценивает известный пражский политолог и журналист Либор Дворжак.

- Либор, некоторые чешские газеты вышли с шапками "День О" – именно потому, что в Прагу приезжает Барак Обама. Что это означает для Чехии? Чехия всего лишь принимает у себя саммит ЕС- США или у нее есть какие-то конкретные политические цели?

- Я бы, конечно, не переоценивал этот визит. Я думаю, Обама приезжает в нашу страну главным образом потому, что здесь происходит саммит. Насколько мне известно он мог бы здесь произнести очень важную речь о своей встрече с Дмитрием Медведевым в Лондоне. Во всяком случае, очень может быть, что Обама сделает какие-то предложения по части полного ядерного разоружения. Но, насколько я понимаю, России сегодняшней это вряд ли понравится.

- В свое время, когда было противостояние Варшавского Договора и НАТО, было популярным движение неприсоединения. Почему сейчас неактуален этот тезис, и обсуждался ли он вообще? Не было бы, например, стабильнее расширять в Европе зону стран, не присоединившихся ни к каким блокам? И почему Чехия предпочла вступить в НАТО, а не основала такую группу, или не присоединилась в свое время к движению неприсоединения?

- Я понимаю российскую точку зрению. Русским бы, наверное, не понравилось, что НАТО может прийти в Грузию или на Украину. Но с другой стороны, когда Чехия, Польша, Венгрия, Словакия вступали в НАТО, этот процесс назывался натовским зонтом. Это не только военный, но и политический зонт.И если бы тут было содружество нейтральных стран - это было бы гораздо хуже. Если совершенно ясно, где стоит НАТО, где граница НАТО и России, где граница постсоветских республик – это, по-моему, гораздо чище и, я бы сказал, нагляднее.

- То есть, вы считаете, что НАТО, частью которой является Чехия, не представляет угрозы для целостности России?

- Я глубоко убежден, что такой опасности в настоящее время нет. Прием в НАТО таких стран, как Грузия и Украина - это еще довольно отдаленное будущее. И пока в этом вопросе у членов Альянса существует большая осторожность. С другой стороны, в начале 90-х годов тогдашние представители Альянса обещали Борису Ельцину, что НАТО расширяться не будет, и я прекрасно понимаю, что какое-то недоверие в России возникает.

- Чехия сейчас - председатель Евросоюза. Как, на ваш взгляд, чувствует себя Чехия в ЕС? Уютно ли этой маленькой стране в такой большой организации?

- Мнения в стране разделились, можно сказать, пополам. Есть те, кто действительно опасаются размывания каких-то национальных особенностей. Главный евроскептик Чешской республики - президент Клаус. Но, с другой стороны, если мы 20 лет спустя после 1989 года посмотрим на наши города, на наши деревни - понятно, что прогресс какой-то идет, что реформы какие-то происходят, хотя порой и с трудом. Надо учесть и сегодняшнюю ситуацию, когда в Чехии, пусть и являющейся председателем Евросоюза, случился правительственный кризис, и господину Тополанеку, по всей видимости, не удастся остаться председателем Еврокомиссии. Но с другой стороны, ничего страшного происходит. Управление Евросоюзом на 95% происходит в кабинетах брюссельских дипломатов. Поэтому к этому надо просто привыкнуть.