Эдгар Йип Харбург, Вернон Дюк и «Апрель в Париже»

Эдгар Йип Харбург был сыном еврейских иммигрантов из царской России и детство его прошло на Lower East Side в Нью-Йорке. «Йип» был сокращенным от Yipsel, а Йипсл в свою очередь было аббревиатурой Young People's Socialist League, «Молодежной Социалистической Лиги». Это не слабее советского Лакшевара, сокращенного от «Лагеря Шмита в Арктике». У микрофона «Свободы» ваш ДС и «Время Джаза»… Нет-нет, разговор пойдет не о политических пристрастиях Сатчмо и Дюка. Разговор пойдет о – весне!


Count Basie - April In Paris

ДС: - April In Paris, «Апрель в Париже» - Харбурга и Дюка; оркестр Каунта Бейси, 55 год….

Итак, тема, неоспоримо календарная, ОБЪЯВЛЕНА, но к ней, кроме Йипа и Вернона, присоединится и давнее обещание… Помните? «… на фоне Парижа и других пейзажей!» Другие, подождут, а пока что: Париж 2009, весна в Париже, миф и реальность, мечта и ее метаморфозы…

Menuhin & Grappelli - April In Paris

ДС - April In Paris, на этот раз в исполнении двух великих скрипачей: классического, Иегудия Менухина, и джазового – Стефана Граппелли. Скрипачам аккомпанировало Трио Алана Клера, студия звукозаписи (поклон «Битлсам») -- «Abbey Road», Лондон, июнь 72 года

… Упрощение, создание клише, мифа в самом примитивном смысле, было когда-то привилегией литературы. Второго сорта. В ХХ веке Голливуд успешно создавал стереотип за стереотипом, клише за клише. Париж, и без того город, в котором кроме парижан обитали сотни и сотни мифов - со скоростью 24 кадра в секунду превращался в романтический миф, в сцену, на которой энергичные и рослые американцы встречались с очаровательными блондинками или брюнетками… Про большей части на мостах через Сену: на закате или ночью, когда у все той же блондинки или брюнетки гасла спичка за спичкой и, конечно же, СЛУЧАЙНЫЙ прохожий, заезжий американец, любезно предлагал свою зажигалку, что означало начало незабываемого романа и неизбежные посиделки в поддельных бистро и кафе. В Голливуде раз и навсегда был построен СВОЙ Париж…

Erroll Garner - April In Paris

ДС: - April In Paris, «Апрель в Париже». Эррол Гарнэр «Концерт у моря», КармЭл, Калифорния, 55 год; Гарнэр – рояль; Эди Кэлун – контрабас и Дэнзл Бест – ударные…..

Как мы видим, с легкой руки Йипа Харбурга и Вернона Дюка – парижский апрель внесезонно цветет и зеленеет по всей планете… На что же похож настоящий апрель в Париже?

Promo-1

ID-1 ID-1 Больше всего апрель в Париже похож на взрыв изнутри… Еще вчера все было розово-серым, размытым, нудным… Еще вчера все лица, как полиэтиленом, были залеплены отвращением и скукой… Еще вчера воздух был истерзан лишь воплями скорых и полицейских фургонов… И вдруг!

Не с Ла Манша, не с гор Юра, не из полдневной Франции, что было бы понятно, а откуда-то изнутри: сначала бесшумно, но стремительно, разрастаясь посекундно, сдирая с лиц маски, со стен и крыш плесень тоски, набирая скорость, уходя на все 360 к горизонту, наконец, пропуская яркий и щедрый свет и цвет, волну свежих запахов, свист дроздов и школяров, звяканье колокольчика булочной, смех цветочницы, шелест оберточной бумаги, в которую она упаковывает, как живого фиолетового цыпленка, букет фиалок….

Наконец с последней дрожью этого, изнутри взрыва --- нет, не приходит весна, не наступает апрель, а ты, ты сам, все еще в слишком теплой куртке, с мокрым лбом и пересохшими губами, оказываешься внутри весны, которая танцует вокруг тебя, внутри тебя, так что если бы рядом был бы какой-нибудь умный эскулап, он буркнул бы, что твой гемоглобин за ноль секунд взлетел до предела…

Можете не сомневаться: это все еще ваш ДС и «Время Джаза»… Вот всё это и называется «Апрель в Париже»:

Ella Fitzgerald & Louis Armstrong - April in Paris

ДС: - April in Paris… Элла и Сатчмо, Фитцджеральд и Армстронг. В сопровождении квартета Питерсона: Оскар Питерсон – рояль; Хёрб Эллис – гитара; Рэй Браун, муж Эллы, контрабас и Бадди Рич – ударные. «Вёрв», 57 год…

Харбург написал слова на музыку Вернона Дюка, то бишь Владимира Дукельского, в 1932 году для бродвейского мьюзикала «Иди-ка побыстрее» («Walk A Little Faster»). Тут представитель социалистической молодежи Америки малость перестарался, потому что постановщик требовал создания парижской сцены, кадра, а Yipsel никогда не был в Париже!

Конечно, придумать цветущие каштаны не трудно, а уж столики под каштанами – итого проще. Но дальше! Что дальше? Йип выкрутился великолепно перенеся акцент с Парижа на героя (в случае Эллы – на героиню). В результате:

Апрель в Париже, каштаны в цвету,
Праздничные столики под деревьями…
Апрель в Париже – это чувства,
Которые невозможно передать…
Я никогда не знал очарования весны,
Никогда не смотрел весне в глаза,
Я никогда не знал, что сердце мое может петь..
Я никогда не тосковал по теплым объятиям
Никогда-никогда… До апреля в Париже..
С кем я здесь встречусь?
Что сотворил с моим сердцем
Этот апрель? Апрель в Париже?

Connie Evingson - April in Paris

ДС: - Еще один April in Paris, на этот раз в исполнении Конни Ивингсон, из Миниаполиса. Ее отличный диск «Цыганка в душе», Gypsy in My Soul, 2004 год…

Но пора из апреля джазменов и апреля вашего ДС вернуться, увы, в суровый апрель 2009-го. Микрофон в студию новостей радио «Свобода»…

Краткая сводка новостей

Generique

ID-2 - Lower East Side в Нью-Йорке еще совсем недавно, вспомним Баури-стрит, было местом не совсем привлекательным и уж вовсе не богатым… Во времена русско-еврейской иммиграции конца ХIХ, начала ХХ века – это был район полулегальных пошивочных мастерских - sweatshops. Мальчиком Йип работал в одной из таких мастерских – ловко и быстро упаковывал одежду, откуда второй, не-комсомольский вариант его клички: "yipsl" – «белка» на идиш…

У микрофона «Свободы» Дмитрий Савицкий и «Время Джаза».

Generique

Сегодня разговор идет об апреле календарном и об апреле Йипа Харбурга и Вернона Дюка. Прежде чем вы услышите самого Птицу Паркера с его вариантом April in Paris, два слова о Верноне Дюке.

Он так же был иммигрантом, но его корни сложнее. Владимир Александрович Дукельский родился в 1903 году в небогатой дворянской семье из Киева, но родился он в Парфяновке (нынешняя Беларусь) то есть роды имели место на железнодорожном полустанке…. Среди его предков: грузины, австрийцы и испанцы. Само собой и русские. Музыкальный словарь Grove 1954 года указывает, что среди предков Владимира Александровича – княгиня Туманишвили.

Молодой Дукельский учился в киевской консерватории - композиции у Глиэра, а теорией занимался с Болеславом Яворским. Гражданская война вышвырнула Дукельских из России в Константинополь в 1919 году. В 1921 Дукельские получили американскую иммиграционную визу.

Вернон Дюк автор музыки таких классических стандартов, как "I Can't Get Started", "Cabin in the Sky", "I Kissed My Girl Goodbye", "Out of the Clear Blue Sky", "Love Is Still in Town", "Madly in Love", "Autumn in New York", "What Is There To Say" и "Taking a Chance on Love", называя лишь некоторые. Он так же автор музыки к мьюзикалам Ziegfeld Follies… го стандарты исполняли Тони Беннетт, Каунт Бэйси, Уинтон Марсалис, Билли Холидей, Бенни Гудмен, Френк Синатра, Теллониус Монк и, наконец, Чарли Паркер:

Charlie Parker - April In Paris

ДС: - Апрель в Париже – версия 49 года Чарли «Птицы» Паркера, альт-сасофон. Митч Миллер – гобой; Стен Фримен – рояль; Майер Розен – арфа; Рей Браун – контрабас. Оркестр – Джимми Кэррола.

Не смотря на необычайно холодную и затяжную для Парижа зиму, террасы кафе и бистро не были закрыты. Количество столов и стульев уменьшилось, некоторые были прикрыты от ветра пластиковыми шторами, на многих были установлены газовые обогреватели. Причина не в ожидании желанного апреля, а в запрете курить внутри ресторанов и кафе.

Так что главная примета апреля: гарсоны в длинных фартуках или в панталонах на помочах, таскающие плетенные стулья и мраморные столики, расставляющие их на тротуаре под готовыми зацвести каштанами – эта веселая возня на крошечных площадях и узеньких улочках – менее заметна. Вторая примета – обнимающиеся парочки – давно стала внесезонной.

А вот третья: мини-юбки и высокие сапоги, обтягивающие джинсы и, как у нас говорят «щедрые декольте», т.е. атака предположительно слабого пола на предположительно сильный - в полном свинге!

Конечно, даже со скидкой на кризис, Франция и Париж – туристическое направление №1. Поэтому на нашей сцене, будь-то Сен-Жермен-де-Пре, Елисейские поля или Чрево Парижа чисто голливудские восторженные, сентиментальные, романтические роли играют – туристы. Это их диснейленд. Это они пикникуют на деревянном мосту Искусств, что напротив Лувра. Это они пьют шампанское на ночных прогулочных корабликах, «бато-муш», на Сене. И это они карабкаются по древним ступеням Нотр-Дам, дабы с высоты обиталища Квазимодо, взглянуть на розово-сизый город, уже подернутый зеленой воздушной ряской…

Wynton Marsalis - April in Paris

ДС: Марсалис, образца 86 года: сам Уинтон – труба; Маркус Робертс – рояль; Роберт Лесли Хёрст – контрабас и Джеф Уаттс – ударные. Диск Marsalis Standard Time.

Promo-2

ID-3 Джазовых клубов в Париже тьма, но лишь некоторые из них достойны настоящего внимания. Duke des Lombards, Соленый Поцелуй, Журнальчик Монпарнасса и Журнальчик Буль Миша, Sunset, клуб Лайонела Хемптона в гостинице Мередиан; клуб или скорее концертный зал New Morning… Вспомню исчезнувший, наверняка из лучший, «Вилла», на рю Жакоб.

Седые с потертыми гривами львы все еще играют дикси и свинг в двух «Журнальчиках»; у «Герцога Ломбардского» бывает весьма интересная программа; в клубе Лайонела Хемптона появляются заезжие звезды, которые все же чаще метят в соседний зал «Дворца Конгрессов» -- эпоха скромных сборов и крошечных погребков прошла. Или, скажем так: талантливая поросль вновь проросла в бедных и подчас опасных районах севера, таких, как Бельвиль, где просто в кафе играют никому неизвестные сенегальцы, поют чудесные и еще менее известные филиппики, наяривают настоящий джаз-мануш заводные цыгане.

Мой вам совет: в первый же день в Париже купите еженедельник «ПариСкоп» и откройте на страничке «Джаз». Если вам повезет, в городе проездом будет тот же Марсалис или наш частый гость – Ахмад Джамаль. Нет – оставьте в гостинице кольца и роллексы – и отправляйтесь в район Сант-Амбруаз и дальше – к холмам Бельвиля. Часов в 11 вечера, не раньше. Закажите то, что пьют за соседним столиком и старайтесь не слишком часто вытаскивать фотоаппарат…

Помнится прошлой осенью, закрыв глаза, я слушал в бистро «Ночник» живого Трейна. Впрочем, может быть это был – Фароа Сандерес. В обоих случаях им было лет по 25…«Время Джаза» - ваш, ДС….

Sarah Vaughan - April In Paris

ДС: - Сара Вон, как вы догадались… Клифорд Браун – труба; Херби Манн – флейта; Пол Киншетт – тенор; Джимми Джоунс – рояль; Джо Бенджамин – контрабас и Рой Хайнз – ударные… 18 декабря 54 года, Нью-Йорк…

Весна в Париже капризная. Она может задержаться в пути на 25 дней. Она может проскочить город насквозь и исчезнуть по дороге в Арль… Так что «Апрель в Париже», тот, что кипит красками, забрызган солнцем, пылит лепестками японской сакуры и местных вишен, апрель неожиданных улыбок и прибоем шумящих на бульварах кафе – невычислим. Одно я могу сказать наверное: в мае гораздо больше апреля, чем в марте. Факт. Но не стопроцентный.

Coleman Hawkins - April In Paris

ДC: - Все еще апрель, все еще в Парижске: Коулмен Хокинс – тенор и лидер; Хоуард МакГи – труба; Чарльз Томпсон – рояль; Аллен Риус (Reuss) – гитара; Оскар Петифорд – контрабас и Дензил Бест – ударные. Лос-Анджелес, февраль 45 года…

Расстанемся же мы под совсем иную мелодию. Автор ее любил Францию, живал в Париже, но предпочитал Ривьеру… Многим своим пьескам он давал французские названия, как и этой:

Sidney Bechet - Petite Fleur

ДС: - Часто повторяющаяся заявка наших слушателей: Petite Fleur, «Маленький Цветок», Сиднея Бише, он же на сопрано. Ги Лоньон (Longnon) – труба; Жан-Луи Дюран – тромбон; Чарли Льюис – рояль; Альф Масселье – контрабас; Арман Молинетти – ударные. Париж, 52 год…

На этом я и задергиваю занавес. Ваши вопросы и заявки вы можете занести в рубрику комментариев на нашем сайте svobodanews.ru. Вы найдете окошко комментариев сразу же после текста этого, апрельского, времени джаза. До следующей недели, чао, бай-бай!