«Региональные газеты останутся единственными очагами свободы слова»

После продажи «Коммерсанта» и «Новой газеты» свобода слова сохранится только в региональных изданиях, считают участники Всемирного газетного конгресса

Третий, последний, день Всемирного газетного конгресса начался с очередного скандала. Опять звездами этого скандала были активисты Национал-большевистской партии, которые раздавали листовки прямо перед входом в здание Манежа, где проходил конгресс. В листовках содержались обвинения в адрес президента, в частности, нацболы возлагали на Путина ответственность за теракт в Беслане и «за развал страны». Шесть человек были задержаны.


Одной из самых больших новостей на конгрессе стало объявление экс-президента СССР Михаила Горбачева о совместной с депутатом Госдумы Александром Лебедевым покупке 49% акций «Новой газеты» - одной из немногих независимых газет в России.


В интервью Радио Свобода Горбачев рассказал о том, что он собирается делать с изданием: «Эта газета сейчас обладает журналистским потенциалом и опытом. Пришло время дать второе дыхание этой газете. Мы не хотим здесь, как говорят, действовать как удавы или что-то, нет. Мы будем уважать коллектив, уважать редакционную политику, но и нам есть что сказать. Кардинальных изменений, сразу скажу, не будет.


В принципе, это независимая критическая газета. Она такая нужна. Я думаю, что в ней должно присутствовать и другое, аналитическое начало. Тем не менее, она расследования должна продолжать, вести это дело ответственно и серьезно».


Те, кто слышал Михаила Горбачева, прокомментировали его сообщение «Новой газеты». В частности, директор программы "Поддержки независимых СМИ" фонда "Новая Евразия" Мария Эйсмонт сказала, что на самом деле ситуация ее удручает. Единственное, на что она сейчас надеется - это региональная пресса, которую поддерживает ее фонд: «Сидела я слушала Михаила Сергеевича совместно с господином Лебедевым. Они говорят, что купили 49% "Новой газеты". Вышла, услышала, что есть слухи, что "Коммерсант" уже продан Абрамовичу. И такая мысль мне пришла, что, наверное, теперь еще немножко и наши газеты останутся единственными очагами свободы слова в этой стране. Хорошо бы до них не дошли руки».


Слухи о покупке "Коммерсанта" действительно курсировали в кулуарах форума, но они не нашли своего подтверждения. Во всяком случае, господин Бородулин, главный редактор "Коммерсанта", сказал в кулуарах, что пока еще он не может ни подтвердить это, ни опровергнуть.


Участники форума обсуждали, насколько удалось его организаторам, в том числе с российской стороны, показать Западу, что Россия сейчас достаточно открытая для прессы страна. Марк Бенч, исполнительный директор Всемирного комитета за свободу прессы, сказал Радио Свобода, что на самом деле у него создалось двойственное впечатление, прежде всего, от получения двойственной информации: «Мы были озабочены тем, каково количество независимых изданий и радиостанций в России. На открытии президент Путин сообщил нам, что существует около 53 тысяч изданий, и добавил, что власть просто физически не способна контролировать такое количество масс-медиа. Но позже нам рассказали, что на самом деле это только четверть этих изданий действительно печатается».


Также Марк Бенч припомнил, что во время правления Владимира Путина погибло достаточно много журналистов, но только дело Пола Хлебникова дошло до какого-то более или менее логического завершения, да и то в нем нашли вроде бы того, кто убивал, но не нашли того, кто заказывал.


Организаторы конгресса с российской стороны акцентировали внимание на том, что Россия в этом году председательствует еще и в "большой восьмерке", и центром этих событий она стала из-за того, что сейчас она вообще много, где председательствует, в том числе, например, в Комитете министров Совета Европы. Руководитель информационного отдела Совета Европы Седа Пумпянская сказала, что увиденное на конгрессе в Москве может иметь свое отражение на заседаниях Парламентской Ассамблеи Совета Европы, в частности, может быть поднят вопрос о свободе масс-медиа в России: «Всем известно, что стоял вопрос - проводить такой конгресс в Москве или нет. Я думаю, что исключительно положительно, что такого рода конгресс проходит в Москве. Понятно, что возникают противоречивые толкования. Совет Европы, так или иначе, занимается вопросами свободы прессы. И такого рода мероприятие, которое достаточно остро затрагивает весь спектр вопросов прессы и свободы прессы, конечно, очень важен для нас тоже. Прозвучавшая критика - это критика очень релевантная. Я думаю что эти голоса будут услышаны, конечно, эти вопросы могут быть подняты».


Есть впечатления от этого конгресса и у российских журналистов. Вот что вынесла для себя журналист «Российской газеты» Ариадна Рокоссовская: «Для меня ключевой была дискуссия о датских карикатурах. Она состоялась в присутствии главного редактора газеты Jyllands-Posten , которая опубликовала эти карикатуры. Наверное, это был первый раз, когда мы могли услышать полный спектр точек зрения. Единственное, я была несколько разочарована, конечно, тем, что преобладали явно такие обвинительные нотки в дискуссии. Выводов каких-то сделано не было. Все-таки, да, это какое-то взаимодействие свободы слова и толерантности по отношению к религиям, идеологии и так далее. Перехлестывали эмоции, но чувствовалось, что выводов так никто никаких и не сделал».


Вообще, российские журналисты, особенно региональные, говорили, что для них самым интересным был тот тон, которому их научили издатели и редакторы, приехавшие на форум. Каким тоном они общаются у себя с чиновниками. Может быть, этот тон, в конце концов, будет перенят и российскими издателями, редакторами и журналистами.