«Противники тайного сотрудничества спецслужб живут в мире фантазий»

Скандал вокруг тайных тюрем США и пыток подозреваемых в терроризме разгорается вновь

Тайно перевозить подозреваемых в причастности к терроризму Центральному разведывательному управлению США помогали 14 европейских стран. Об этом говорится в специальном докладе Совета Европы, который огласил накануне депутат парламента Швейцарии Дик Марти. В течение семи месяцев он расследовал информацию о секретных перелетах американских спецслужб через воздушные пространства Европы. Предполагается, что таким образом США перевозили подозреваемых в терроризме на допросы в страны, где они могли подвергаться пыткам.


В частности, изучая данные о полетах, спутниковые снимки и показания заключенных, Марти пришел к выводу, что Испания, Турция, Германия, Кипр, Великобритания, Португалия, Ирландия и Греция предоставляли свою территорию для остановки самолетов, перевозивших заключенных. По его данным, подозреваемые похищались с территорий Италии, Швеции, Македонии и Боснии. Наиболее серьезные обвинения выдвинуты против правительств Польши и Румынии. В докладе Совета Европы сказано, что на территории этих стран находились секретные тюрьмы ЦРУ. Однако и в Бухаресте, и в Варшаве обвинения в нарушении прав человека отрицают.


В Польше информацию о том, что на территории этой страны приземлялись самолеты ЦРУ с арестованными, которые подозреваются в террористической деятельности, называют «клеветой». Еще в феврале премьер-министр Польши Казимеж Марцинкевич заявил, что «Варшава считает этот вопрос закрытым и не намерена возвращаться к его обсуждению». Комментируя новые обвинения глава польского правительства заявил: «Это клевета, которая не подтверждена никакими фактами».


Польские власти не отрицают, что на территории страны приземляются самолеты США, однако это, как заявил в прошлом году тогдашний президент Александр Квасьневский, «нормальное сотрудничество между союзниками».


По словам бывшего министра обороны Польши, а ныне вице-спикера сейма Бронислава Коморовского, у представителя Совета Европы нет никаких оснований, «чтобы из того, что в Польше приземляются американские самолеты, делать подобные выводы».
Между тем, в прессе, в том числе и польской, в связи со скандалом появлялась информация, что высокопоставленные государственные чиновники могли попросту не знать о случаях приземления в Польше самолетов ЦРУ, поскольку это сугубо секретная информация. Войцех Бородзич-Смолиньский из варшавского Центра международных отношений в подобных выводах сомневается: «Ситуация, в которой ряд даже самых высокопоставленных чиновников не были проинформированы о тайных операциях разведки, могла иметь место. Однако, что касается президента, премьера или, в крайнем случае, министра-координатора спецслужб, это невозможно. Они должны знать».


Информация о том, что Польша была чуть ли не главным промежуточным пунктом в перебросках захваченных в Ираке и Афганистане пленников в Египет, Иорданию и базу Гуантанамо появляется довольно часто. Ее нередко связывают с намерениями повредить в глазах европейцев имиджу Польши, являющейся близким союзником США и поссорить Варшаву и Брюссель из-за отношений с Вашингтоном. Впрочем, по мнению Войцеха Бородзич-Смолиньского, речь скорее может идти о жажде сенсации, как со стороны журналистов, так и политиков, которые хотят использовать таким образом горячую тему самолетов ЦРУ.


В связи с докладом специальной комиссии Совета Европы о секретных перелетах самолетов американских спецслужб, возникает вопрос о характере и нормах сотрудничества спецслужб США и других государств. Эту тему Радио Свобода прокомментировал американский эксперт - профессор вашингтонского Института мировой политики Джон Тьерни. По его мнению, если кто-либо выступает против тайного характера сотрудничества секретных служб разных государств, он, в лучшем случае, живет в мире фантазий:


«Суть сотрудничества спецслужб разных стран в обмене информацией и людьми, владеющими информацией. Без получения такой информации само существование разведки становится бессмысленным. Без этого не удастся предотвратить готовящиеся теракты, подорвать структуру террористических организаций. Естественно, такого рода сотрудничество носит секретный характер. Если же планы и операции секретных служб становятся, благодаря печати, достоянием общественности, то опять же теряется смысл работы секретных служб. Выросшие в странах, в которых демократия существует уже столетиями, особенно либеральные круги демократических государств должны понимать природу разведки, природу деятельности спецслужб, которые призваны защищать демократию, делать ее сильной, способной сопротивляться врагам демократии. Разведка по определению должна носить закрытый характер. Если же кто-либо выступает против тайного характера сотрудничества секретных служб разных государств, тот, в лучшем случае, живет в мире фантазий, а в худшем, пытается разрушить структуру разведывательных агентств».


И все же даже в условиях войны с терроризмом необходимо найти баланс между соблюдением прав человека и получением информации у арестованных террористов, считает эксперт: «Если нарушаются права человека, если сотрудники спецслужб применяют пытки для получения информации, то это совершенно меняет дело. Такие методы недопустимы, и следить за соблюдением демократических норм обязаны соответствующие органы внутри самих секретных служб. Если цель транспортировки арестованных террористов из одной страны в другую состоит в том, чтобы прекратить незаконную и аморальную практику обращения с заключенными, то такая транспортировка оправданна».