Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.
Андрей Шарый: Сегодня стало известно о закрытии уголовного дела по факту смерти в 2003 году обозревателя "Новой газеты" Юрия Щекочихина. Это расследование велось по статье "Убийство", а формулировка, с которой было закрыто дело, пока неизвестна. Но бывшие коллеги журналиста по "Новой газете" считают, что время для расследования упущено, и сейчас уже трудно найти объективные доказательства насильственной смерти.
Олег Кусов: Журналист, депутат Государственной Думы России от партии "Яблоко" Юрий Щекочихин скончался 3 июля 2003 года. По официальной версии, причиной его смерти стала редкая болезнь, поражающая иммунную систему и внутренние органы - синдром Лайелла. Но родственники и коллеги Щекочихина по "Новой газете" с официальным заключением не согласились. Они не исключают, что причиной смерти могло стать целенаправленное отравление Юрия Щекочихина. Ему неоднократно угрожали, поскольку он вел собственное расследование по многим громким делам. В качестве члена общественной комиссии по взрывам в Москве и в Волгодонске осенью 1999 года он предпринял поездку в Рязань. Здесь вечером 22 сентября житель одного из домов по улице Новоселов заметил незнакомых людей, переносящих тяжелые мешки из легковой машины в подвал. Об этом он сообщил в отделение милиции. Сотрудники милиции, спустившись в подвал, обнаружили три мешка, один был вскрыт, в нем находилось вещество, похожее на сахар. Жильцы дома были эвакуированы в соседний кинотеатр. Анализ вещества из мешков показал присутствие гексогена. В мешках также находились электронные часы, батарейки и гильза от охотничьего патрона в качестве детонатора. Через два дня руководство ФСБ России сообщило, что в Рязани проводились антитеррористические учения, и никакого взрывчатого вещества в мешках не было.
Обстоятельства этого запутанного дела пытался расследовать Юрий Щекочихин. Он умер спустя две недели после поездки в Рязань. Через полгода после наступления смерти одна из московских газет опубликовала версию отравления Щекочихина солью талия. Коллеги Юрия трижды пытались добиться открытия уголовного дела по факту его смерти. Дело было открыто только в апреле 2008 года по указанию главы Следственного комитета при Прокуратуре России Александра Бастрыкина. Спустя год следствие прекратили. По словам главного редактора "Новой газеты" Дмитрия Муратова, об этом сообщили сыновьям Юрия Щекочихина. В "Новую газету" никаких документов по этому поводу не поступало.
Партия "Яблоко" намерена и впредь добиваться расследования причины смерти Юрия Щекочихина. Решение Следственного комитета при Прокуратуре России для основателя партии "Яблоко" Григория Явлинского не стало неожиданным.
Григорий Явлинский: Дело это политическое, гибель Щекочихина - это политическое событие, крупное событие. Думаю, что нынешним деятелям правоохранительных органов оно, конечно, не по зубам. Кроме того, оно по своему вектору, расследование этого дела, не совпадает с их интересами. Но хочу просто заявить, что мы никогда не оставим это и никогда не отступимся, и столько, сколько любой из нас будет жив, столько мы будем продолжать, настаивать и добиваться раскрытия причин гибели Юрия Петровича Щекочихина.
Я говорю о себе лично, я говорю о моих товарищах, о членах фракции "Яблоко", о членах партии "Яблоко", обо всех тех, кто много лет проработал вместе с Юрием Петровичем. В наших силах не отступать от этого и при всех обстоятельствах каждый раз привлекать к этому внимание, настаивать, будировать этот вопрос, не забывать об этом. Это и есть самое главное, что мы можем сделать.
До сих пор ни одно политическое дело такого свойства в России не раскрыто, я имею в виду на уровне заказчиков. Поэтому это необходимо делать, а следовательно, от этого нельзя отказываться ни при каких условиях. Это наш долг и перед Юрием Петровичем, и перед его близкими, и перед будущим.
Олег Кусов: Родным Юрия Щекочихина правоохранительные органы сообщили, что в его смерти не обнаружено криминальной подоплеки.