Джаз с ударением на последний слог

Джаз - то, что объединяет культуры

Пятый фестиваль французского джаза LeJazz пройдет в Москве и Санкт-Петербурге с 10 по 12 апреля. Его организаторы - культурный атташе Франции в России, Французский культурный центр и агентство "АртМАния" считают, что именно джазовые исполнители могут со всей полнотой передать живое представлении о современной культуре Франции.

Тамара Ляленкова: Несмотря на то, что джаз зародился вовсе не во Франции, в середине прошлого века Париж стал обязательным пунктом в гастрольном турне каждого знаменитого джазмена. И на первый фестиваль LeJazz в Москву приехали уже известные во всем мире музыканты - Бирен Лагрен, Мина Агоси, Анри Тексье.

- Когда и почему возникла идея показывать в России именно французский джаз?

- Идея этого фестиваля возникла 5 лет тому назад, - говорит в эфире Радио Свобода Доминик Жамбо, директор Французского культурного центра в Москве. - И возникла она потому, что французский джаз, если не считать Америку, действительно лучший в мире. В моем утверждении нет никакого преувеличения: слушать французский джаз - это настоящее удовольствие, от которого нет причин отказываться. Вторая причина - это то, что в России есть замечательная публика. В России любят джаз.

- Можно определить какой-то французский акцент у этого джаза?

- Да, пожалуй. Это можно назвать французской школой в джазе. Отталкиваясь от американской. у которой глубокие корни, французское направление сумело внести что-то свое и, таким образом, обновить традицию. Мне кажется, что это можно услышать. Это существует - особые нотки, особая французская интонация. Вместе с тем не надо забывать, что музыка универсальна. И говорить о национальной принадлежности джаза было бы лишним.

- Как вы выбираете для российского фестиваля исполнителей? Есть какой-то принцип отбора?


- Разумеется. Это достаточно строгий выбор. Мы подходим с большой требовательностью. И главное здесь - выбрать лучших. Например, те, кто участвует в этом году в фестивале, скажем, Порталь или Джекке Тирасон - это действительно большие востребованные музыканты. Наша задача - найти их и пригласить на фестиваль, если они в это время свободны.

- Есть ли какое-то различие между российской и французской публикой – теми, кто любит джаз?

- Да, да. Мне очень интересно наблюдать за этими различиями. Мне очень нравится реакция, которую я наблюдаю у русской публики. Россияне более спонтанны, и публика принимает теплее, больше эмоций, больше непосредственности. Они проще и легче реагируют на все. Честно говоря, рационализм, который присутствует во французских слушателях – и который я всегда замечаю, - мне нравится значительно меньше.

- У Франции давние связи с Африкой. Это как-то, может быть, сказывается на музыке?

- Да, конечно! Несомненно! Надо честно сказать, что на протяжении долгого времени Франция выступала в роли колонизатора по отношению к африканским странам. Понадобилось очень много времени для того, чтобы отношение превосходства и некоторого даже презрения, которое проявлялось со стороны Франции по отношению к африканским странам, в том числе к колониям и их культуре, ушло. Сейчас происходит действительно потрясающее открытие. Сочетание традиции и современности, которые сегодня можно обнаружить в некоторых музыкальных коллективах, дает замечательный результат. Потому в этом году мы как раз привозим на наш фестиваль "Кора Джаз трио". В их творчестве эта особенность проявляется достаточно ярко.

* * *
"Кора Джаз трио" и квартет Давида Рейнхардта выступят сегодня, на клубной площадке "16 Тонн". Концертная программа продолжится завтра в московском зале "Мир", а 12 апреля - уже в Санкт-Петербурге.