Работа Совета по внешней оборонной политике

Программу ведет Марина Дубовик. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.

Марина Дубовик: В пансионате "Лесные дали" в Московской области сегодня работает XVII Ассамблея Совета по внешней оборонной политике, в которой принимают участие представители политической и бизнес элиты России. О том как проходит форум, какие вопросы на нем поднимаются, какие решения принимаются, рассказывает в прямом эфире мой коллега Данила Гальперович.
Здравствуйте, Данила!

Данила Гальперович: Здравствуйте!

Марина Дубовик: Данила, вам приходилось неоднократно освещать достаточно серьезные форумы. Возможно, вы даже работали и на подобных ассамблеях Совета, так как они проводятся ежегодно. Есть ли какие-то особенности нынешнего форума? Как вам кажется?

Данила Гальперович: Я думаю, что есть. Потому что если говорить о предыдущем форуме, форуме прошлогоднем, об Ассамблее Света по внешней оборонной политике, то некоторые из его участников даже тогда называли его слегка шапкозакидательским. Там было настроение такое – Россия уж точно поднялась с колен. Она уже очень сильно стоит на ногах. Нам практически никто не указ и так далее. Сейчас настроение очень серьезно изменилось. Во всяком случае, Сергею Лаврову, министру иностранных дел России, который сегодня выступал перед участниками ассамблеи, и считался основным официальным гостем, а по старой памяти он был еще и членом Совета по внешней оборонной политике, пришлось выслушать довольно много вопросов, которые для публичной дискуссии с присутствием журналистов были, можно уже назвать, нетрадиционными. Потому что поступали он от политиков практически оппозиционного направления, например, от лидера незарегистрированной Республиканской партии Владимира Рыжкова, от других людей, которые, скажем, придерживаются явно более либеральных взглядов, чем нынешнее руководство Министерства иностранных дел.
По сравнению с прошлогодним форумом этот форум отличался такой вариативностью мнений. В основном, на тему, которая была главной для совещания, а именно – "Россия и Старый Запад. Как окончательно завершить "холодную" войну". Здесь разделение произошло явное на либералов, тех, кто говорит о том, что в России в последнее время насаждался антиамериканизм, насаждалось антизападничество, что это тупиковый путь, что за те 10 лет, которые Россия вроде бы поднималась с колен, когда нефтяные доходы были очень серьезными, в ней, тем не менее, не произошла модернизация ни внутриполитических институтов, ни внешнеполитических подходов. Это одна точка зрения, это один подход. Его придерживались, в частности, уже упомянутый мной Владимир Рыжков, бывший первый заместитель министра иностранных дел Анатолий Адамишин и некоторые другие выступавшие, в частности, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс.
И другой подход – такой державно-государственнический, который, в общем, продолжал старую линию, что Россия никому ничего не должна. Она по-прежнему продолжит подниматься с колен все выше и выше, что всплески антиамериканизма, антизападничества в свое время были виноваты – и Европа, и США, что расширение НАТО на Восток по-прежнему угрожает России. В частности, например, Сергей Лавров ответил на незаданный из Брюсселя вопрос о том, вступит ли Россия в НАТО в той конфигурации, в которой сейчас существует Североатлантическая ассамблея. Лавров сказал, что Россия в такую НАТО не вступит.
Я еще хотел отметить, что вопросы, которые задавали друг другу и в дискуссии те, кто участвовал в семинаре, достаточно серьезные. Как Россия окончила "холодную" войну – проиграла, выиграла, ушла? Например, у Сергея Лаврова есть такой ответ, что Россия ушла из "холодной" войны. Анатолий Адамишин считает, что Россия "холодную" войну проиграла. Очевидно, что по линии этой дискуссии, что же, каково же место Росси после "холодной" войны и в рамках того кризиса, который сейчас происходит, в кооперации с другими странами, какую линию должна избрать Москва? Судя по всему, это и будет, в общем, целью всей дискуссии и, вполне возможно, каких-то наработок, каких-то документов, которые могут появиться в результате таких дискуссий.

Марина Дубовик: Спасибо большое, Данила!