ДС: - Их было четверо братьев: Джордж, Фил, Дон и Джерри. Их мать, Луиза, наполовину немка, наполовину ирландка, не справлялась по дому и была вынуждена нанять черную служанку. Отец, Джордж-старший, был ирландских кровей, сурового нрава и работал инженером землечерпалки в Мэрион, в штате Охайо. Его младший сын, Джерри, большую часть дня проводил в доме служанки, Лили Роуз, у которой было настоящее механическое пианино, а в доме часто останавливались черные музыканты-гастролеры, которым давали от ворот поворот практически все гостиницы штата.
Как вы догадались, в эфире «Время джаза», у микрофона «Свободы» - ваш ДС…
«Jeru» – Gerry Mulligan
ДС: - Джеру, кличка Джеральда Джозефа Маллигана, чей баритон-саксофон вы легко узнали… Бадди Кларк – контрабас и Мел Льюис ударные. Одна из самых известных композиций Маллигана. 60-й год.
Джерри Маллиган появился на свет 6 апреля 1927 года в Нью-Йорке. Он провел всё детство в переездах, так как отец то терял, то находил работу и семья кочевала из штата в штат, а дети, соответственно из школы в школу. Лили Роуз, скорее всего сама того не желая, привила маленькому Джерри любовь к джазу; и в Каламазу, Мичиган, в средней школе, на первом же уроке музыки Джерри выбрал себе инструмент – кларнет. Школа была католической, монашенки сновали по коридорам и когда юный Джерри появился на уроке музыки со своей первой аранжировкой, он выбрал песню Роджерса и Харта «Lover», аранжировка была изъята бдительной наставницей, не знавшей слов песни – ей было достаточно названия: «Любимый» или «Любовник»… Бедный Джерри начинал с цензуры…
«Bernie's Tune» - Gerry Mulligan
ДС: - Bernie's Tune, Мелодия Бёрени, Бёрни Миллера – первый и общенациональный успех молодого Маллигана. В данном случае концерт в Карнеги-Холле: Чет Бейкер – труба; Эд Байрн (Byrne) – тромбон; Джерри Маллиган – баритон-саксофон; Боб Джеймс рояль; Джон Скофилд – гитара; Рон Картер – контрабас и Дейв Сэмюэлс (Samuels) – вибрафон и ударные. 24 ноября 1974 года….
Кроме Джерри Маллигана в эти первые апрельские дни на свет появились:
- Андре Превин – пианист классической школы, великолепно игравший джаз, знаток Арта Тейтума, Тедди Уилсона, Бада Пауэла, аккомпаниатор Эллы Фитцджеральд, Дорис Дей и Дайны Шор….
- Фредди Хаббард, о котором речь шла совсем недавно, так как Фредди перешел в оркестр небесных трубачей под Новый Год – т.е. три месяца назад;
- французский пианист, бенд-лидер и композитор – Клод Болин(г) –
- и вот эта певица:
“I left my heart in San Francisco” – Carmen McRae
ДС: - I left my heart in San Francisco, «Я оставила сердце в Сан-Франциско», Кросса и Кори: Кармен МакРэй – вокал; Виктор Симмонс – рояль; Нормэн Спроулс – контрабас; и Стю Мартин – ударные. Сан-францисский клуб «Сахарный Холм», «Sugar Hill». 13 октября 62 года.
Кармен МакРэй родилась 8 апреля 22 года в Нью-Йорке. Как и Сэсси, она начинала с ч\б клавиш рояля. Дебют ее состоялся в колыбели би-бопа, клубе Minton’s Playhouse. В 44 году она вышла замуж за ударника Кенни «Клука» Кларка, одного из отцов-основателей бопа. Она пела с оркестром Бенни Картера, затем – с Каунтом Бейси, а с 46 по 49 года была солисткой в оркестре трубача Мерсера Эллингтона, сына Дюка.
Свою первую пластинку она записала под фамилией мужа, Кармен Кларк, после чего на много лет сошла с джазовой сцены, куда ее вернул датский аккордеонист Мат Матьюз (Mat Mathews). Он аккомпанировал певице с 54 по 55 год. К этому времени она уже развелась с Кларком, вернула себе девичье имя и вновь была Кармен МакРэй…
Признание к ней пришло в конце 50-х. Ее начали причислять к «великой тройке» (Элла, Билли и Сэсси). Она много записывалась и была постоянной участницей джазовых фестивалей в Монтерее. Она выпустила диск с Дейвом Брубеком, участвовала в шоу Лолы и Дейва «The Real Ambassadors», причем - вместе с Луи Армстронгом. После токийского концерта 64 года она стала любимицей японской публики.
Если говорить про влияния, Кармен МакРэй несомненно была задета талантом любимой подруги – Билли Холидей…
«I didn’t know what time it was» - Carmen McRae
ДС: - I didn’t know what time it was; «Я не знала, который был час», Роджерса и Харта. Сокращая перевод до предела, скажу, что как только героиня влюбилась, ее внутренние часики синхронизировались с мировыми… Тот же концерт и те же аккомпаниаторы Кармен МакРей в клубе «Sugar Hill», 62 год.
Вундеркинд, победивший в 14 лет на конкурсе музыкантов-любителей на престижной джазовой сцене Хот-Клаб де Франс, Клод Боллинг взошел на дрожжах Баха и Моцарта, Бетховена и Брамса, но изменил им со своим кумиром – Дюком Эллингтоном.
Родился он 10 апреля 30 года в Канне, а победил на конкурсе в 44-м, после освобождения Парижа от немецких войск. В 15 лет у него свой оркестр, играющий и в новоорлеанском стиле и в духе малых составов Дюка Эллингтона. В послевоенные годы, будучи одним из самых талантливых французских джазменов (в соперниках Клод Абади и Клод Лютер), он играет с такими звездами американского джаза, как Рой Элдридж, Лайонел Хемптон, Рекс Стюарт, Элберт Николас, Кэт Эндерсон, Пол Гонзалвес, Тад Джоунс, аккомпанирует Берте Хилл и всё той же – Кармен МакРей…
У микрофона свингующей «Свободы» - ваш ДС и «Время джаза».
Rock a bye Bolling – Claude Bolling
ДС: Rock a bye Bolling, Клода Болинга, он же за роялем. Оркестр Болинга на телешоу Жана-Кристофа Авертb, март 61 года, Париж.
Но отдадим дань великому Фредди Хаббарду….
Freddie Hubbard - Asiatic Raes.
ДС: - Asiatic Raes, тема Кенни Дорхема. Фредди Хаббард, появившийся на свет 7 апреля 38 года и распрощавшийся с нами 29 декабря прошлого года… Фредди – труба; Хенк Моубли – тенор-саксофон; МакКой Тайнер – рояль; Пол Чемберс – контрабас и Филли Джо Джоунс – ударные. 6 ноября 60 года. Как вы отныне знаете – студия звукозаписи Руди ван Гельдера, Инглвуд Клиффс…
Фредди был единственным трубачом, способным во время импровизации вскарабкаться на две октавы выше верхнего «до»… Он был верным попутчиком хард-боперов, «Вестников Джаза», а позже экспериментировал вместе с Джоном Колтрейном, Oрнетом Коулменом и Эриком Долфи в заоблачных высотах «фри-джаза».
Вернемся к рослому, коротко стриженному, морскому пехотинцу джаза Джерри Маллигану.
“I'm Getting Sentimental Over You” – Gerry Mulligan
ДС: - I'm Getting Sentimental Over You… Самое простое было бы сказать: «Я становлюсь к тебе неравнодушен». Стандарт Уашингтона и Бассмена. Знаменитоеб, «без фортепьяно», комбо Маллигана. Боб Брукмайер – тромбон; ДжерУ – баритон-саксофон; Бил Кроу – контрабас и Гас Джонсон – ударные. Май 62 года, Нью-Йорк.
Существует несколько легенд о том, как сложилось это «без-фортепьянное» комбо. В 50-м году Маллиган работал у Стена Кентона в Лос-Анджелесе. Работал, а не играл, потому что Кентону нужен был аранжировщик, а не саксофонист. Но для обычных танцулек аранжировки Джерри были слишком изысканны и было ясно, что у Кентона Маллиган не задержится. По уикендам он играл в знаменитом клубе «Маяк», Lighthouse, рядом с пляжем Hermosa Beach (в L.A. всё измеряется близостью к пляжам). Именно здесь Джерри и познакомился с Четом Бейкером. На сцене «Маяка», по одной версии, не было рояля, по второй – рояль был в чудовищном состоянии. В любом случае, Джерри Маллигану на сцене «Маяка» аккомпанировала ритм-группа БЕЗ рояля. Ну, а уж совсем точно в июне 52 года, когда Джеру собрал на запись в студию комбо с Бейкером, пианист Джимми Роулес на запись НЕ явился и комбо играло без пианиста. Так что квартет Маллигана-Бейкера и утвердился в этом новом, без фортепьяно, звучании…
«Festive Minor» - Gerry Mulligan - Chet Baker
ДС: - Festive Minor, «Праздничный минор», «Радостная Грусть», пьеска Джерри Маллигана, баритон-саксофон; Чэт Бейкер – труба; Хенри Граймс – контрабас и Дейв Бейли – ударные. Декабрь 57 года.
Маллиган многому научился у двух пианистов-теоретиков и композиторов джаза: у Клода Сорнхилла и у Гила Эванса. Сорнхил практически подтолкнул Джерри на дорогу к «кулу». Гил Эванс, чьим другом стал Маллиган, был вместе с Майлзом Дейвисом, автором серии записей, превратившихся в знаменитый диск «Рождение Кула». Исторически считается, что Дейвис, Эванс, Маллиган и Ли Конитц зачали этот самый «кул». На самом деле Майлз Дейвис явно преуменьшил роль Джерри и преувеличил – свою. Достаточно сказать, что основные композиции диска – написаны Маллиганом: Rocker, Venus de Milo и Jeru… Он же написал аранжировки остальных трех: Deception, Godchild и Darn That Dream…
Что бы не писал Майлз в своей автобиографии, на самом деле он не прощал Джерри… Чета Бейкера, которого белые рецензенты называли лучшим трубачом джаза той эпохи.
Вот на прощанье «Прелюдия в ми-миноре» Фредерика Шопена, в аранжировке Маллигана, запись 63 года:
«Prelude In E Minor» (F.Chopin) - Gerry Mulligan
ДС: - «Прелюдия в ми-миноре» Шопена и Маллигана. Арт Фармер – труба; Боб Брукмайер – тромбон; Джеру – баритон; Джим Холл – гитара; Билл Кроу – контрабас и Дейв Бейли – ударные. Сентябрь 63 года. Нью-Йорк…
Кстати, если Маллиган создатель стиля «Западного побережья», справедливости ради нужно сказать, что создан был этот стиль на побережье – Восточном.
Напоследок добавлю, что пятый фестиваль французского джаза, LeJazz, стартовал в Москве и Санкт-Петербурге 10 апреля. Его организаторы – культурный атташе Франции в России, Французский культурный центр и агентство «АртМАния». Французский джаз в довоенные годы и в 40х представленный в основном участниками "Хот Клаб де Франс», а так же комбо Джанго Рейнхарда, к концу века сильно изменился. Появились такие уникальные пианисты, как Мишель Петручиани и гитаристы нового поколения, в первую очередь Кристиан Эскуде. Уцелел и до наших дней джазовый аккордеон. Но 90 годы – это все же скрипка Стефана Граппели. О французском джазе – в ближайших передачах.
Подкаст «Времени Джаза» вы найдете на нашем сайте svobodanews.ru. Спасибо за щедрые комментарии, оставленные в рубрике «Времени Джаза».
До следующей недели, чао, бай-бай!
Как вы догадались, в эфире «Время джаза», у микрофона «Свободы» - ваш ДС…
«Jeru» – Gerry Mulligan
ДС: - Джеру, кличка Джеральда Джозефа Маллигана, чей баритон-саксофон вы легко узнали… Бадди Кларк – контрабас и Мел Льюис ударные. Одна из самых известных композиций Маллигана. 60-й год.
Джерри Маллиган появился на свет 6 апреля 1927 года в Нью-Йорке. Он провел всё детство в переездах, так как отец то терял, то находил работу и семья кочевала из штата в штат, а дети, соответственно из школы в школу. Лили Роуз, скорее всего сама того не желая, привила маленькому Джерри любовь к джазу; и в Каламазу, Мичиган, в средней школе, на первом же уроке музыки Джерри выбрал себе инструмент – кларнет. Школа была католической, монашенки сновали по коридорам и когда юный Джерри появился на уроке музыки со своей первой аранжировкой, он выбрал песню Роджерса и Харта «Lover», аранжировка была изъята бдительной наставницей, не знавшей слов песни – ей было достаточно названия: «Любимый» или «Любовник»… Бедный Джерри начинал с цензуры…
«Bernie's Tune» - Gerry Mulligan
ДС: - Bernie's Tune, Мелодия Бёрени, Бёрни Миллера – первый и общенациональный успех молодого Маллигана. В данном случае концерт в Карнеги-Холле: Чет Бейкер – труба; Эд Байрн (Byrne) – тромбон; Джерри Маллиган – баритон-саксофон; Боб Джеймс рояль; Джон Скофилд – гитара; Рон Картер – контрабас и Дейв Сэмюэлс (Samuels) – вибрафон и ударные. 24 ноября 1974 года….
Кроме Джерри Маллигана в эти первые апрельские дни на свет появились:
- Андре Превин – пианист классической школы, великолепно игравший джаз, знаток Арта Тейтума, Тедди Уилсона, Бада Пауэла, аккомпаниатор Эллы Фитцджеральд, Дорис Дей и Дайны Шор….
- Фредди Хаббард, о котором речь шла совсем недавно, так как Фредди перешел в оркестр небесных трубачей под Новый Год – т.е. три месяца назад;
- французский пианист, бенд-лидер и композитор – Клод Болин(г) –
- и вот эта певица:
“I left my heart in San Francisco” – Carmen McRae
ДС: - I left my heart in San Francisco, «Я оставила сердце в Сан-Франциско», Кросса и Кори: Кармен МакРэй – вокал; Виктор Симмонс – рояль; Нормэн Спроулс – контрабас; и Стю Мартин – ударные. Сан-францисский клуб «Сахарный Холм», «Sugar Hill». 13 октября 62 года.
Кармен МакРэй родилась 8 апреля 22 года в Нью-Йорке. Как и Сэсси, она начинала с ч\б клавиш рояля. Дебют ее состоялся в колыбели би-бопа, клубе Minton’s Playhouse. В 44 году она вышла замуж за ударника Кенни «Клука» Кларка, одного из отцов-основателей бопа. Она пела с оркестром Бенни Картера, затем – с Каунтом Бейси, а с 46 по 49 года была солисткой в оркестре трубача Мерсера Эллингтона, сына Дюка.
Свою первую пластинку она записала под фамилией мужа, Кармен Кларк, после чего на много лет сошла с джазовой сцены, куда ее вернул датский аккордеонист Мат Матьюз (Mat Mathews). Он аккомпанировал певице с 54 по 55 год. К этому времени она уже развелась с Кларком, вернула себе девичье имя и вновь была Кармен МакРэй…
Признание к ней пришло в конце 50-х. Ее начали причислять к «великой тройке» (Элла, Билли и Сэсси). Она много записывалась и была постоянной участницей джазовых фестивалей в Монтерее. Она выпустила диск с Дейвом Брубеком, участвовала в шоу Лолы и Дейва «The Real Ambassadors», причем - вместе с Луи Армстронгом. После токийского концерта 64 года она стала любимицей японской публики.
Если говорить про влияния, Кармен МакРэй несомненно была задета талантом любимой подруги – Билли Холидей…
«I didn’t know what time it was» - Carmen McRae
ДС: - I didn’t know what time it was; «Я не знала, который был час», Роджерса и Харта. Сокращая перевод до предела, скажу, что как только героиня влюбилась, ее внутренние часики синхронизировались с мировыми… Тот же концерт и те же аккомпаниаторы Кармен МакРей в клубе «Sugar Hill», 62 год.
Вундеркинд, победивший в 14 лет на конкурсе музыкантов-любителей на престижной джазовой сцене Хот-Клаб де Франс, Клод Боллинг взошел на дрожжах Баха и Моцарта, Бетховена и Брамса, но изменил им со своим кумиром – Дюком Эллингтоном.
Родился он 10 апреля 30 года в Канне, а победил на конкурсе в 44-м, после освобождения Парижа от немецких войск. В 15 лет у него свой оркестр, играющий и в новоорлеанском стиле и в духе малых составов Дюка Эллингтона. В послевоенные годы, будучи одним из самых талантливых французских джазменов (в соперниках Клод Абади и Клод Лютер), он играет с такими звездами американского джаза, как Рой Элдридж, Лайонел Хемптон, Рекс Стюарт, Элберт Николас, Кэт Эндерсон, Пол Гонзалвес, Тад Джоунс, аккомпанирует Берте Хилл и всё той же – Кармен МакРей…
У микрофона свингующей «Свободы» - ваш ДС и «Время джаза».
Rock a bye Bolling – Claude Bolling
ДС: Rock a bye Bolling, Клода Болинга, он же за роялем. Оркестр Болинга на телешоу Жана-Кристофа Авертb, март 61 года, Париж.
Но отдадим дань великому Фредди Хаббарду….
Freddie Hubbard - Asiatic Raes.
ДС: - Asiatic Raes, тема Кенни Дорхема. Фредди Хаббард, появившийся на свет 7 апреля 38 года и распрощавшийся с нами 29 декабря прошлого года… Фредди – труба; Хенк Моубли – тенор-саксофон; МакКой Тайнер – рояль; Пол Чемберс – контрабас и Филли Джо Джоунс – ударные. 6 ноября 60 года. Как вы отныне знаете – студия звукозаписи Руди ван Гельдера, Инглвуд Клиффс…
Фредди был единственным трубачом, способным во время импровизации вскарабкаться на две октавы выше верхнего «до»… Он был верным попутчиком хард-боперов, «Вестников Джаза», а позже экспериментировал вместе с Джоном Колтрейном, Oрнетом Коулменом и Эриком Долфи в заоблачных высотах «фри-джаза».
Вернемся к рослому, коротко стриженному, морскому пехотинцу джаза Джерри Маллигану.
“I'm Getting Sentimental Over You” – Gerry Mulligan
ДС: - I'm Getting Sentimental Over You… Самое простое было бы сказать: «Я становлюсь к тебе неравнодушен». Стандарт Уашингтона и Бассмена. Знаменитоеб, «без фортепьяно», комбо Маллигана. Боб Брукмайер – тромбон; ДжерУ – баритон-саксофон; Бил Кроу – контрабас и Гас Джонсон – ударные. Май 62 года, Нью-Йорк.
Существует несколько легенд о том, как сложилось это «без-фортепьянное» комбо. В 50-м году Маллиган работал у Стена Кентона в Лос-Анджелесе. Работал, а не играл, потому что Кентону нужен был аранжировщик, а не саксофонист. Но для обычных танцулек аранжировки Джерри были слишком изысканны и было ясно, что у Кентона Маллиган не задержится. По уикендам он играл в знаменитом клубе «Маяк», Lighthouse, рядом с пляжем Hermosa Beach (в L.A. всё измеряется близостью к пляжам). Именно здесь Джерри и познакомился с Четом Бейкером. На сцене «Маяка», по одной версии, не было рояля, по второй – рояль был в чудовищном состоянии. В любом случае, Джерри Маллигану на сцене «Маяка» аккомпанировала ритм-группа БЕЗ рояля. Ну, а уж совсем точно в июне 52 года, когда Джеру собрал на запись в студию комбо с Бейкером, пианист Джимми Роулес на запись НЕ явился и комбо играло без пианиста. Так что квартет Маллигана-Бейкера и утвердился в этом новом, без фортепьяно, звучании…
«Festive Minor» - Gerry Mulligan - Chet Baker
ДС: - Festive Minor, «Праздничный минор», «Радостная Грусть», пьеска Джерри Маллигана, баритон-саксофон; Чэт Бейкер – труба; Хенри Граймс – контрабас и Дейв Бейли – ударные. Декабрь 57 года.
Маллиган многому научился у двух пианистов-теоретиков и композиторов джаза: у Клода Сорнхилла и у Гила Эванса. Сорнхил практически подтолкнул Джерри на дорогу к «кулу». Гил Эванс, чьим другом стал Маллиган, был вместе с Майлзом Дейвисом, автором серии записей, превратившихся в знаменитый диск «Рождение Кула». Исторически считается, что Дейвис, Эванс, Маллиган и Ли Конитц зачали этот самый «кул». На самом деле Майлз Дейвис явно преуменьшил роль Джерри и преувеличил – свою. Достаточно сказать, что основные композиции диска – написаны Маллиганом: Rocker, Venus de Milo и Jeru… Он же написал аранжировки остальных трех: Deception, Godchild и Darn That Dream…
Что бы не писал Майлз в своей автобиографии, на самом деле он не прощал Джерри… Чета Бейкера, которого белые рецензенты называли лучшим трубачом джаза той эпохи.
Вот на прощанье «Прелюдия в ми-миноре» Фредерика Шопена, в аранжировке Маллигана, запись 63 года:
«Prelude In E Minor» (F.Chopin) - Gerry Mulligan
ДС: - «Прелюдия в ми-миноре» Шопена и Маллигана. Арт Фармер – труба; Боб Брукмайер – тромбон; Джеру – баритон; Джим Холл – гитара; Билл Кроу – контрабас и Дейв Бейли – ударные. Сентябрь 63 года. Нью-Йорк…
Кстати, если Маллиган создатель стиля «Западного побережья», справедливости ради нужно сказать, что создан был этот стиль на побережье – Восточном.
Напоследок добавлю, что пятый фестиваль французского джаза, LeJazz, стартовал в Москве и Санкт-Петербурге 10 апреля. Его организаторы – культурный атташе Франции в России, Французский культурный центр и агентство «АртМАния». Французский джаз в довоенные годы и в 40х представленный в основном участниками "Хот Клаб де Франс», а так же комбо Джанго Рейнхарда, к концу века сильно изменился. Появились такие уникальные пианисты, как Мишель Петручиани и гитаристы нового поколения, в первую очередь Кристиан Эскуде. Уцелел и до наших дней джазовый аккордеон. Но 90 годы – это все же скрипка Стефана Граппели. О французском джазе – в ближайших передачах.
Подкаст «Времени Джаза» вы найдете на нашем сайте svobodanews.ru. Спасибо за щедрые комментарии, оставленные в рубрике «Времени Джаза».
До следующей недели, чао, бай-бай!