Мужчина и женщина. Женщины в современном искусстве

Тамара Ляленкова: В последнее время особой популярностью пользуются различные проекты, посвященные женской или - несколько шире - гендерной теме. Словно пытаясь наверстать упущенное, общество стремится осмыслить социокультурный аспект пола, по большой части его женский аспект. Справедливости ради стоит заметить, что действительно до недавних пор участие женщин в социокультурной жизни общества было довольно ограниченным, отсюда и современный интерес к женском творчеству, выделение его из общего, в значительной части мужского контекста.


Буквально на днях Российская ассоциация "Женщины в искусстве" завершила свой первый проект "Город женщин". Проект этот мультимедийный и иллюстрирует основные пути существования нового актуального музыкального и театрального искусства. В нем приняли участие композиторы, исполнители, художники, поэты и дизайнеры различных стилей и направлений, главным образом женщины.


Что же такое женское искусство? В чем его отличительные особенности и насколько закономерно его выделение в отдельную область? Эти вопросы я решила задать директору проекта Виктории Коршуновой и автору идеи композитору Ираиде Юсуповой.


Российская ассоциация "Женщины в искусстве" была придумана именно вами. Почему и зачем пришла эта идея? И не обидно ли это женщинам?



Виктория Коршунова: Я еще не встретила ни одну, которая бы поворотила нос и которой это было бы неприятно. Прежде всего, они не как женщины входят, а как представительницы профессии: композиторы, поэты, художники... Так вот, каждая из партнеров и участниц нашего проекта говорила: "Как хорошо, наконец-то это у нас создано. Как здорово, что мы теперь можем объединиться".



Тамара Ляленкова: Объединиться таким образом, это, значит, отделиться.



Ираида Юсупова: Наши участницы настолько активны и много производят, что лишняя возможность реализовать свой проект - редкая как для мужчин, так и для женщин в условиях кризиса культурного перепроизводства. Поэтому предлагается возможность сделать свой проект - конечно, все кидаются. Мужчины бы тоже побежали. Это, в общем-то, один из векторов, не более того. Мы имели дело с женщинами, которые не озабочены проблемой геноцида, проблемой дискриминации. Они реализуются, они успешны, у них все получается, поэтому они даже не задумывались на эту тему. Еще одна возможность сделать что-то, тем более, свое - конечно, все с удовольствием.



Тамара Ляленкова: То есть это своеобразная общественная конъюнктура на самом деле. Потому что тема гендера - это очень модная тема, и она имеет общественный резонанс, под нее можно получить какие-то деньги.



Ираида Юсупова: Безусловно. Мы же не дураки отказываться от того, что дают.



Виктория Коршунова: С одной стороны, да. Но все-таки, с другой стороны, я бы хотела заметить, что тут неизвестно, что причина, а что следствие: гендер - причина, а наше объединение - следствие или наоборот. Может быть, потом это становится конъюнктурой или, наоборот, в худших своих проявлениях это становится конъюнктурой.


"А что, вас не пускают мужчины?" - мне такие вопросы задавали журналисты перед нашими проектами. И я вертелась, как уж на сковородке, я не знала, что сказать. Каждый вопрос содержал в себе ответ. Особенно мне понравился вопрос: "Это вы, наверное, объединились, чтобы мужчинам противостоять, не так ли?" При всем том, что на Западе такой постановки нет. Наверное, если бы не было перекоса в сторону мужского общества, люди и женщины, прежде всего, не озаботились бы этим самым пресловутым гендером. Это следствие громадного пути развития человечества.


Дело в том, что у нас в ассоциации объединились абсолютно разные творческие специальности, которые пытаются вместе создавать синтетические проекты. Так уж получилось в нашей стране, видимо, это случайно, совпадение, но когда ты хочешь сделать что-то мультимедийное и привлечь режиссеров мультимедийной сценографии, в основном это женщины. Поэтому неизвестно, от чего мы шли к чему.



Ираида Юсупова: Единственный академический композитор, занимающийся мультимедиа своими руками, то есть делающий от начала до конца проект, в данном случае - жанр видео-оперы, это я. Тоже так получилось, что я женщина.



Тамара Ляленкова: В ассоциацию как попадают? Вы приглашаете кого-то?



Ираида Юсупова: Нас интересуют интересные проекты. У нас нет такого социально-благотворительного момента: если ты женщина и хочешь заниматься творчеством, давай к нам, мы тебя поддержим. Ничего подобного. Нам важно получить результат. Поэтому это состоявшиеся женщины или талантливые, в которых мы видим потенциал, что она может сделать.



Виктория Коршунова: Хотя не так уж все ортодоксально, потому что в проекте "Город женщин" принимают участие многие мужчины: Дмитрий Пригов, участвуют во многих концертах солисты Московского Ансамбля современной музыки - это мужской абсолютно коллектив.



Тамара Ляленкова: Вы уже имеете некий опыт работы в рамках проекта "Город женщин". Скажите мне, насколько комфортно договариваться и воплощать именно с женщинами?



Виктория Коршунова: Я директор Московского Ансамбля современной музыки, и среди музыкантов именно мужчины, высочайшие профессионалы, и такой креативности, такой инициативы со стороны мужчин я не встречала никогда. Причем от самых разных представительниц, не только от композиторов. Пианистка Маки Секия, которая сама предложила, сама нашла и модельера, который шьет ей специально для ее выступлений, для каждой композиции платья, и художницу, которая в восточном ключе делает картины и размещает их в Доме. Эта инициатива, творческая инициатива все-таки, мне кажется, неслучайна. Поэтому намного легче работать с женщинами.



Тамара Ляленкова: Считается, что для творческого человека, не важно - женщина или мужчина, очень важно присутствие в нем, в его творчестве противоположного пола.



Ираида Юсупова: Я могу сказать о себе. Ко мне недавно подошел один коллега, композитор, на премьерном показе "Эйнштейна и Маргариты" и сказал, что я перебрала с мужскими гормонами.



Виктория Коршунова: Нельзя обижать людей, потому что, когда ты говоришь про женское начало, очень часто многие почему-то видят совершенно другие проявления, то есть спонтанность, но отсутствие головы, например. На самом деле творческий человек, талантливый человек, что мужчина, что женщина, - безусловно, это всегда сочетание эвристичности, алгоритма, спонтанности и крепкого чувства логики, формы, драматургии.



Тамара Ляленкова: Как отнеслись те музыканты, которые не смогли попасть в ваш проект, к проекту – мужчины, то есть?



Ираида Юсупова: Скептически, по-моему.



Виктория Коршунова: Не все, но многие композиторы. Не то, что скептически - иронично.



Тамара Ляленкова: От зависти, наверное.



Виктория Коршунова: Да, я это тоже слышала: "Вот бы и нам такое создать", - говорили они.



Ираида Юсупова: Тут еще есть такой социальный момент, очень неприятный. Мужчина часто глава семьи, и он вынужден зарабатывать и кормить семью, поэтому он востребован очень в прикладных сферах: в рекламе, в кино, в театре, - то есть в заказных вещах. Это страшный стресс, на самом деле. У женщины больше обязанностей по хозяйству в доме, тяжелых, не спорю, но вот этого момента зарабатывания - в полноценной семье, где есть муж и жена - нет, и она больше может думать о творчестве. Поэтому зависть, мне кажется, к этому. Это, конечно, сейчас движется в сторону правильного баланса, но все равно пока что стереотип действует, и дискриминация в таких сферах, где деньги платят, она тоже существует.



Тамара Ляленкова: Вы имели возможность практически в чистом виде, не считая некоторых исполнителей, посмотреть, что такое женское искусство. Есть какое-то впечатление, можете сформулировать?



Виктория Коршунова: Я увидела, например, в наших проектах перспективы развития именно искусства синтеза.



Тамара Ляленкова: То есть женщины легче идут на взаимный контакт, на взаимодействие?



Виктория Коршунова: С ними больше можно изобрести.



Ираида Юсупова: И потом, мультимедиа с акцентом на музыку - это, в принципе, редкий жанр, трепетный и нежный, и развивающийся, поэтому тут сравнивать не с чем. Получилось так, что это был женский проект с сильными мужскими составляющими.



Виктория Коршунова: А может быть, и правда, женщина всегда все начинает, а мужчина потом уже продолжает. В конце концов, был любопытен кто? Ведь не Адам, а Ева.



Тамара Ляленкова: Так принято, что все меряется в этом мире по мужской мерке. То есть существует некая мужская планка, и она общечеловеческая. Когда вы думали про свой проект, выбирали людей, которые будут в нем участвовать, женщин, с точки зрения мужского вот этого, общечеловеческого принципа те произведения, которые у вас прозвучали или были показаны, они все-таки женские?



Виктория Коршунова: Вот как раз в данной ситуации ни в коем случае я не стала бы делить - женские или мужские. Все равно мы живем по законам мужским, и наша задача - объединить женщин, но не заставить специально писать что-то такое, что бы их отличало от мужчины.



Ираида Юсупова: Сейчас, действительно, проблемы качественного текста нет. Профессионализм укрепился как среди мужчин, так и среди женщин, мне кажется, в равной степени. Поэтому не имеет значения. Просто общество это еще не осознало. Творчество не отличается по уровню и по качеству, но отличается по свойству. Женское распознается, безусловно. Нам не интересно именно женское свойство того, что получается, но оно - как данность, оно есть - и есть.



Виктория Коршунова: Да, люди сейчас как-то стесняются разделять себя по половой принадлежности, но я не вижу в этом ничего плохого, потому что что-то спонтанное, импровизационное - это как раз женское начало. И не только в искусстве, но и в жизни. А одновременно еще это необыкновенное чувство ответственности. Разве это случайно может быть? Мне все-таки кажется, что нет. Довести начатое до конца, болеть душой за то, что что-то может случиться, произойти в самый последний момент, - это, видимо, то, что нам дано природой, этот материнский инстинкт. Ты относишься к любому проекту с материнским инстинктом, к тому, что ты делаешь.



Тамара Ляленкова: Моим собеседницами в разговоре на тему "Женщины в современном искусстве" были Виктория Коршунова и Ираида Юсупова.