Освобожденные узники Гуантанамо могут пойти обратно в террористы

Самоубийство узников произошло в момент, когда Верховный суд США думает закрыть военные трибуналы на Гуантанамо как неконституционные

Американское военное командование продолжает расследование самоубийства троих заключенных в тюрьме на военной базе в Гуантанамо. Контр-адмирал Гарри Харрис, командующий группы войск США в Гуантанамо, заявил, что эта трагедия - запланированная акция, а не спонтанный акт отчаявшихся людей. Его высказывание вызвало негодование среди американских правозащитников. Трое заключенных лагеря на американской базе - двое саудовцев и один йеменец - покончили собой в конце минувшей недели – в ночь с пятницы на субботу. Это произошло в дни, когда Верховный суд Соединенных Штатов продвигается к решению о закрытии военных трибуналов в Гуантанамо как неконституционных.


Сразу после полуночи охранник военной тюрьмы в Гуантанамо обнаружил, что один из заключенных повесился в своей камере. Бригада «скорой помощи» пыталась вернуть узника к жизни, но безуспешно. Короткое время спустя охранники обнаружили, что в том же тюремном блоке в своих камерах повесились еще двое заключенных.


Американские военные немедленно организовали телефонную пресс-конференцию.
Сообщив, что все трое самоубийц оставили предсмертные записки на арабском языке, командующий группировкой войск на Гуантанамо контр-адмирал Гарри Харрис отказался говорить об их содержании, сославшись на тайну следствия. Харрис и другие представители американского военного командования продолжали отстаивать необходимость существования лагеря в Гуантанамо, в котором сейчас содержатся примерно 460 заключенных. Контр-адмирал назвал троих самоубийц «убежденными джихадистами», предположив, что их поступок стал скоординированной акцией. Похоронят троих покончивших с собой узников в полном соответствии с мусульманским погребальным обрядом.


В свою очередь, адвокат общественного Центра за конституционные права, организующего правовую защиту заключенных Гуантанамо, Гитенджели Гутиеррес считает утверждения представителей Пентагона о злонамеренности действий заключенных-самоубийц глубоко оскорбительными. Она напоминает, что за четыре с половиной года только десяти узникам Гуантанамо были предъявлены обвинения по подозрению в терроризме: «Все очень просто. Когда вам не хватает человеческого общения, когда у вас нет доступа к своей семье, и вы не знаете, когда все это кончится - происходит именно то, что случилось в ночь на субботу. Подобные акты отчаяния - не первые в этой тюрьме за последние четыре года», - говорит она.


С тех пор, как Гуантанамо стала пополняться узниками в начале 2002 года, в этой тюрьме произошло свыше 40 попыток самоубийства, в основном путем повешения. Три попытки в ночь на субботу стали первыми, которые охране лагеря предотвратить не удалось. Как заявил пресс-секретарь Белого дома Тони Сноу, президент Соединенных Штатов Джордж Буш выразил глубокую озабоченность самоубийством двух саудовцев и одного йеменца, являвшихся узниками Гуантанамо. По словам Сноу, Буш распорядился тщательно расследовать обстоятельства коллективного самоубийства заключенных.


Между тем, по распорядку, который действует в тюрьме Гуантанамо, часовые должны иметь в поле зрения каждого из заключенных каждый две минуты. Однако, что на самом деле происходит в закрытой тюрьме, не понятно. На одной чаше весов слова людей, которые имеют доступ к заключенным, а с другой стороны, масса обвинений, вплоть до обвинений в убийстве, которые раздаются во всем мире.


По мнению обозревателя Радио Свобода Алексея Цветкова, проблема Гуантанамо – патовая: «Этих заключенных ловили в первые дни, причем за поимку была назначена денежная премия. Накопилось более 400 человек. Что это за люди? Мы знаем, что там есть террористы, которые, в общем, заслуживают того, чтобы их там держали, но большинство - непонятно. Вот конкретный случай. Есть там уйгурские сепаратисты. Совершенно ясно, что они ни в чем, связанном с терроризмом, не виновны, но отпустить их невозможно, потому что их надо депортировать в Китай, где они, вполне возможно, будут казнены. США не хотят предоставлять им убежище, вот они и держат их в Гуантанамо, потому что судить их не за что, а отпустить их некуда. Сейчас ведутся переговоры с Германией, что, может быть, она им даст политическое убежище. И таких довольно много. Всего предъявлено обвинение десятерым заключенным…


Вполне возможно, десятки и более людей, которые просто попали в эту мясорубку случайно. Я понимаю осуждение мировое, и я не завидую американской администрации, у которой просто нет в данный момент никакого инструмента. Они думали, что за территорией США все будет гладко, и они смогут держать здесь людей, сколько они хотят, а так не получается. Если считать войну с террором войной, а это война, потому что гибнут тысячи мирных людей, то вся структура вот этих Женевский конвенций, она немножко вчерашнего дня. Все судопроизводство, включая американское, развитое и независимое от властей, тем не менее, непонятно, что делать с этими людьми. Потому что их отпустить – это, значит, отпустить людей, часть из которых пойдут обратно в террористы».