Прощай, кризис?

Говорить о кризисе в прошедшем времени можно будет уже в этом году, полагают в Минэкономразвития

Министерство экономического развития России ожидает, что оживление национальной экономики может произойти уже в конце нынешнего года.


По словам главы ведомства Эльвиры Набиуллиной, этому, в частности, будет способствовать расширение импортозамещения, в том числе и за счет девальвации рубля, а также рост доходов от экспорта. Реалистичность этих прогнозов в интервью Радио Свобода оценивает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова:


— В последние недели мы видим, что цены на нефть и цены на энергоносители в целом несколько подросли. Конечно, для России это хорошая новость. Тем не менее, мне кажется, что пока рано делать такие оптимистичные выводы. Оптимизм если и может быть, то очень осторожный. В частности, одним из очевидных рисков является не совсем понятная динамика импорта. В начале года мы увидели, что импорт упал на 35 процентов. Но сейчас выходит последняя статистика по росту цен производителей, и есть ощущение, что компании распродали свои запасы. Они готовы делать закупки по новым ценам, в том числе и импортной продукции. Поэтому вполне возможно, что по торговому балансу ситуация окажется не такой радужной, как это представляется по итогам первых двух месяцев года.


— Насколько оправдано мнение о положительном влиянии на экономику девальвации национальной валюты?


— Я изначально не рассчитывала на существенное импортозамещение и выигрыш от девальвации рубля. Мы увидели падение импорта, которое многие интерпретируют оптимистично. Но оно было связано с большой неопределенностью в динамике спроса. Иными словами, компаниям было не совсем ясно, на какие товары будет спрос, а на какие он исчезнет. Хочу напомнить, что Россия в последние годы была импортером относительно дорогой конечной продукции и комплектующих. Поэтому я такую динамику импорта связываю с тем, что компании просто брали тайм-аут, чтобы определиться с новой динамикой и уровнем спроса. Теперь мы, возможно, увидим ускорение импорта. И это, по сути, опровергнет тезис о существенном импортозамещении, на которое многие рассчитывают.


— По словам Эльвиры Набиуллиной, для оживления российской экономики помимо всего прочего необходимо будет решить проблему стагнации банковского кредитования. Что мешает сегодня российским банкам полноценно поддерживать реальный сектор?


— Проблема неспособности банков кредитовать из-за опасений роста просрочки лежит на поверхности. Действительно, в феврале мы увидели сокращение и корпоративного, и розничного кредитных портфелей — это сигнал к тому, что банки сейчас готовятся к ухудшению качества заемщиков. Но, тем не менее, из этой проблемы вытекает соображение о том, что нужно что-то менять и в реальном секторе экономики. Даже если у банков будут большие финансовые ресурсы, совершенно не факт, что экономика сможет и будет эти деньги эффективно использовать. Поэтому я думаю, что восстановление банковского кредитования является очень важной частью общего восстановления экономики, но далеко не единственной.


— Видите ли вы предпосылки к оживлению экономики страны в конце года?


— В конце года некоторое статистическое оживление, конечно, будет наблюдаться. У нас падение началось в четвертом квартале 2008 года и, если смотреть статистику год к году, четвертый квартал 2009 года, конечно же, будет лучше динамики первых трех кварталов. Но для того, чтобы выйти на траекторию экономического роста в 6-8 процентов, на которых мы были, нужно будет очень сильно постараться. По этому году я рассчитываю на падение ВВП на уровне трех процентов. Это несущественно хуже правительственного прогноза спада ВВП в 2,2 процента.