Сегодня Страсбургский суд примет решение о приемлемости межгосударственного иска "Грузия против России". Речь идет о массовых депортациях грузин из России, последовавших за дипломатическим скандалом в 2006 году.
О том, как изменилась ситуация сегодня, как живут российские грузины, рассказал президент союза "Грузины в России" Михаил Хубутия и член совета союза Игорь Гвритишвили. их точки зрения не совпали.
"Как раз после событий 2006 года мы создали союз "Грузины в России". И после этого, и до - никаких антигрузинских настроений не было в любом случае. А что Страсбургский суд? Что он может присудить и какое решение там могут принять? Думаю, никогда в России не было ксенофобских настроений. Думаю, шовинистами россиян назвать нельзя. А если он нарушает закон, перед законом все равны - и грузины, и армяне, и узбеки, и австралийцы", - считает Михаил Хубутия.
С ним не согласен член совета союза Игорь Гвритишвили.
- В каких условиях живут грузины в России сейчас, ощущается ли нарушение их прав?
- Когда было выдворение в 2006 году, когда эта кампания близилась к завершению, российские власти признали, что допустили перегибы. Наверное, те события подтолкнули к тому, что после августовской войны в Грузии грузин, которые имеют российское гражданство, уже не выдворяют и не притесняют.
Но проблемы есть. У нас есть около 2 тысяч беженцев из Абхазии - грузин, которым перестали продлевать визы. Раньше это делалось российскими властями, визы продлевались каждый год. А сейчас эти беженцы находятся в подвешенном состоянии, и им, в принципе, грозит выдворение на основании закона Российской Федерации.
- А куда же их выдворять? В Абхазию?
- Нет, абхазское руководство их не принимает. Они бы с удовольствием вернулись, если бы были соответствующие условия безопасности и гарантии их мирного там проживания. Выдворить могут в Грузию.
- Там же у них, наверное, нет домов?
- Когда абхазских беженцев выдворяли в 2006 году, это уже не интересовало российское руководство, потому что главное было их выдворить. Ну конечно, в Грузии у всех есть родственники, никто их без помощи не оставил, но условия …
- Так как же живут абхазские беженцы в России, которым перестали продлевать визы?
- Они живут… они довольствуются случайными заработками, торгуют на рынках и так далее. Конечно, все это связано с риском. Опять-таки есть люди, которые им помогают, это свои же земляки, но у них ситуация действительно очень серьезная. Они работают поварами, официантами и так далее, но, конечно, ситуация у них сложная, и если их поймают, то им грозит выдворение.
- В иске Грузии к России по поводу событий 2006 года упоминается, что нарушение транспортного и почтового сообщения – это тоже нарушение прав человека.
- По большому счету, вообще, когда ограничиваются передвижения людей, это всегда является нарушением каких-то прав человека. У России нет прямого транспортного сообщения с Грузией, нет почтового сообщения. Из-за этого поездки к родственникам стали дороже. В Грузии остался облегченный визовый режим, что означает, что, приехав в аэропорт Тбилиси, любой гражданин России может взять визу за пять минут, заплатив 30 долларов.
- Союз грузин в России предпринимает какие-то шаги, чтобы изменить ситуацию?
- Мы приняли обращения к Медведеву и Саакашвили на съезде 3 февраля. Мы подняли вопросы беженцев, эмбарго, отсутствия почтового и транспортного сообщения. Насколько мы знаем, нас поддержала российская Общественная палата, и мы начинаем эти вопросы решать. Во всяком случае, в скором времени уже откроется здесь Грузинский культурный центр при помощи руководства России.
- Что с грузинским вином-то? В чемоданах возите?
- Ну, как такового его нет - эмбарго продолжается. Но процесс налажен, грузинское вино теперь разливают в Греции и как греческое импортируют в Россию. Я пробовал – оно очень вкусное.