В Чечне сняли режим КТО

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Олег Кусов.

Андрей Шароградский: Сегодня Национальный антитеррористический комитет России сообщил о снятии режима контртеррористической операции в Чечне, действовавшего там с 1999 года. Согласно официальному сообщению комитета, с сегодняшнего дня мероприятия по борьбе с терроризмом в Чечне будут осуществляться в соответствии с общим порядком, действующим в других регионах страны. По мнению многих российских экспертов, это решение носит преждевременный характер и принято в угоду республиканского руководства во главе с Рамзаном Кадыровым.

Олег Кусов: Как говорят сами жители Чечни и многие журналисты, режимом контртеррористической операции в то время называли полномасштабные боевые действия российской армии на территории республики. Затем полномасштабные боевые действия сменили перманентные спецоперации с так называемыми зачистками, задержанием людей, бомбёжками горных районов республики. Сегодня термин зачистка ушёл в прошлое, наступил этап, который многие эксперты называют чеченизацией конфликта. Но по-прежнему на республики действует вооружённое подполье, случаются подрывы, гибнут сотрудники милиции. Хотя, по версии российских властей, основанные задачи по локализации вооружённого подполья в Чечне решены. Мой коллега Вадим Дубнов считает, что факт отмены КТО имеет формальное значение.

Вадим Дубнов: Война в том смысле, в каком принято считать войной, закончилась довольно давно, конкретной даты этого окончания нет, поэтому в этом смысле назначение такой даты достаточно знаменательно может быть для истории, но не для сути. Мы можем теперь говорить не столько о том, что война закончена, сколько о том, что Чечня встала в ряд субъектов федерации со всеми жанровыми особенностями отношений субъектов федерации с федеральным центром, потому что все те коллизии, которые мы наблюдаем внутри Чечни, на самом деле это примерно то же самое, что мы наблюдаем и в Приморье, и в Татарстане, и в других регионах, только с поправкой на многолетний боевой опыт и меткую стрельбу.

Олег Кусов: Чеченские власти вкладывают в сегодняшнее событие свой смысл. Рассказывает наш корреспондент в Грозном Ахмед Султанов.

Ахмед Султанов: В первую очередь пользу от этого получит сама республика как экономическую, в виде масштабных иностранных инвестиций. Из-за множества ограничений связанных с действием КТО, иностранные граждане, как утверждают в Грозном, опасались вкладывать средства в экономику республики. Помимо экономической выгоды, от отмены КТО, объявленной почти десять лет назад, вырастет и рейтинг республики, на существенно новый качественный уровень. Президент Чечни Рамзан Кадыров, комментируя новость, заявил, что удовлетворен отменой КТО. По его словам, при рассмотрении вопроса были учтены не только интересы республики, но и страны в целом.

Олег Кусов: Вопрос об отмене режима КТО не так давно уже рассматривался в Москве, но тогда решили с отменой повременить. Рассказывает Виктор Баранец.

Виктор Баранец: И тут у меня возникает вопрос: а что, за эти три недели в Чечне военно-политическая ситуация изменилась, все боевики вышли из леса, сдали оружие, что, обстановка такая благоприятная во всех отношениях? Да нет же. Я боюсь, что здесь, вместо реалистичной оценки ситуации в Чечне, в ход пошла политическая конъюнктура, и не исключаю, что с подачи Рамзана Кадырова, который явно спешит опережать события, чтобы, вероятно, показать своему народу, что при его всевластвовании жизнь налаживается. Да, мы можем говорить, что в Чечне сегодня во многом складывается благоприятная обстановка, да, и тем не менее, как бы это не было не прискорбно говорить, бандформирования еще существуют, теракты проводятся, и все это заставляет крепко задуматься российских аналитиков, экспертов о том, а не торопимся ли мы здесь бежать впереди паровоза.

Олег Кусов: Все войска Внутренних войск МВД России, дислоцированные в Чечне на временной основе, будут поэтапно выводиться в другие регионы. По данным военного обозревателя газеты "Комсомольская правда" Виктора Баранца, сегодня на территории республики находится примерно 20 тысяч военнослужащих внутренних войск.

Виктор Баранец: Я интересовался, почему такое принято решение, и получил ответ из Министерства внутренних дел, что чеченские органы внутренних дел окрепли, что там достаточно эффективно начинают действовать внутренние комендатуры свои, чеченские, что даже и чеченское население считает присутствие силовых структур избыточным. В общем-то, это можно вроде бы понять, как дело логичное, если не учитывать той печальной статистики, которую мы сегодня имеем на территории Чечни, потому что сводки мы все время получаем, и я бы не сказал, что мы решили задачи контртеррористической операции на все сто процентов. Отрыжки той печальной чеченской войны, они еще не изничтожены, они присутствуют. И такой оптимистический подход чеченских властей, что надо снимать режим контртеррористической операции, мне кажется, он может привести к достаточно печальным последствиям. Люди, которые еще не сложили оружие, они получат большую свободу действий в результате вывода наших войск, и я не побоюсь этого слова, заваруха может быть не в таких масштабах, но начаться в республике снова.

Олег Кусов: Член правления правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов полагает, что режим КТО был введён в 1999 году незаконно.

Александр Черкасов: Этот режим с самого начала был в Чечне введен незаконно для того, чтобы обойти закон. Давайте вспомним: в августе 1999 года войска на Кавказе были использованы без санкции парламента, без объявления чрезвычайного или военного положения. Почему? Парламент тогда был неподконтролен, и был использован режим контртеррористической операции для того, чтобы использовать армию, внутренние войска не по прямому назначению в рамках закона о борьбе с терроризмом 1998 года. Закон этот был написан для совершенно других условий - для необходимости быстрого и локального использования силы, когда нельзя терять время на согласование с парламентом. Ну, ситуация типа буденновской - и это здание, сооружение, акватория, судно, самолет, и очень быстро. Здесь же на годы и на тысячи квадратных километров был распространен правовой режим, который обеспечивал полную бесконтрольность силовиков. И этот искусственно созданный правовой вакуум был, может быть, крайне эффектен, но не эффективен. По сути, именно этот режим контртеррористической операции породил настоящий террор, потому что тысячи человек, исчезнувших в результате действий "эскадронов смерти", пользовавшихся этим правовым вакуумом, тысячи исчезнувших людей создали мобилизационную базу для настоящего террора. И теперь мы имеем всекавказское вооруженное подполье с отнюдь не сепаратистской идейной базой.