Государственная компания «Роснефть» близка к тому, чтобы разместить свои акции на биржах в России и в Лондоне. Накануне на петербургском экономическом форуме глава компании Сергей Богданчиков заявил, что первичное публичное размещение акций (IPO) будет проведено этим летом, когда именно, решит совет директоров. Как пишет сегодня газета «Коммерсантъ», публикующая интервью с Богданчиковым, менеджмент «Роснефти» предлагает разместить в России более 30% общего объема компании IPO.
«Роснефть» консолидирует активы
«Нам необходимы средства для погашения кредита "Роснефтегаза", привлеченного для увеличения доли государства в "Газпроме". Плюс нам надо привлечь относительно небольшую сумму, чтобы привести к нормальному показателю соотношение собственных и заемных средств, которое было нарушено в результате сделки по "Юганскнефтегазу". Наконец, нам нужно заплатить за услуги банков, которые осуществляют процедуру IPO», - говорит Богданчиков со страниц издания.
В начале недели «Роснефть» официально объявила о том, что подала документы для допуска к торгам обыкновенными акциями на ММВБ, РТС и глобальными депозитарными расписками на Лондонской фондовой бирже (LSE). Заявки на приобретение акций от физических лиц будут приниматься в период с 26 июня по 10 июля в филиалах Сбербанка, «Газпромбанка», ИК «Атон», УРАЛСИБ и ВБРР. Окончательные параметры IPO будут утверждены на совете директоров 23 июня.
Перед размещением акций, чтобы увеличить их потенциальную стоимость, компания решила консолидировать все свои активы. Собрание акционеров 12 дочерних предприятий «Роснефти», состоявшееся в заочной форме 2 июня, одобрило решение о консолидации и утвердило договоры о присоединении «дочек» к материнской компании. К компании присоединится и бывшее предприятие ЮКОСа «Юганскнефтегаз», история приобретения которого вызывает недовольство некоторых потенциальных инвесторов и покупателей акций «Роснефти» за границей.
«Роснефти» припомнят дело ЮКОСа
Одна из крупнейших британских инвестиционных компаний F&C Asset Management в конце апреля заявила, что не планирует покупать акции российской нефтяной компании, если не будут решены юридические проблемы с бывшими активами ЮКОСа. «Инвесторы должны делать осторожные шаги, рассматривая инвестиции в "Роснефть". Российский юридический режим непрозрачен и труден для продвижения» - предостерегал тогда со страниц Financial Times глава инвесткомпании Карина Литвак.
А еще раньше американский миллиардер Джордж Сорос призвал мировой бизнес-сообщество предотвратить публичное предложение, которое должно состояться в Лондоне, мотивируя это тем, что инвесторы рискуют приобрести бумаги непрозрачной компании, которая «является лишь политическим инструментом».
Впрочем, Богданчикова этот негатив явно не напугал: «Мы оцениваем интерес к предстоящей продаже акций "Роснефти" как очень высокий. И не только за рубежом, но и внутри страны. Но если говорить о соотношении негативной, настораживающей инвестора информации и позитивной, то я не вижу здесь какого-то перекоса в сторону первой… Безусловно, вопросы на тему приобретения "Юганскнефтегаза" были, но мы должны опираться на фактическое состояние дел. Мы считаем, что тема приобретения "Юганскнефтегаза" закрыта», - сказал глава «Роснефти» в интервью «Коммерсанту».
Разрабатывая планы размещения акций «Роснефти» на биржах российские чиновники много говорили о том, что необходимо выбрать для выхода на рынок нужный, благоприятный момент. Казалось бы, заявить о своем IPO на международном экономическом форуме, а главное, в преддверии другого волнующего события – июльского саммита G 8 в Петербурге, – не это ли самое благоприятное время? Однако чем ближе «Роснефть» подходит к своему IPO , тем настырнее звучат напоминания о деле ЮКОСа. Уничтожение этой компании многие на Западе ставят в вину непосредственно Богданчикову.
«Выставляя "Роснефть" на биржу, Москва хочет, чтобы о ЮКОСе забыли»
Сегодня сразу пять западных изданий посвятили свои статьи IPO «Роснефти». Independent отмечает, что над компанией нависла новая судебная угроза, и среди западных инвесторов нарастает неприязнь к ее выходу на рынок. «Происхождение активов "Роснефти" отпугнуло ряд потенциальных инвесторов. До того как сделка по приобретению "Юганскнефтегаза" сделала ее лидером страны в нефтяном секторе, компания была относительно мелким российским нефтяным оператором», - замечает издание.
По информации журналистов, накануне стало известно, что председатель правления «Роснефти» Игорь Сечин получил документы по американскому иску в отношении приобретения «Юганскнефтегаза». В деле в качестве ответчиков фигурируют также президент «Роснефти» Сергей Богданчиков и сама компания. Новый иск подали несколько американских инвесторов ЮКОСа, которым принадлежат американские депозитарные расписки компании. Один из них, лондонский фондовый менеджер в Pictet Asset Management Агне Зиткут говорит, что «это IPO дурно пахнет. Честно говоря, с моральной точки зрения мне сложно выкупать то, что было у меня украдено". И он в своем мнении не одинок.
The Financial Times цитирует управляющего Franklin Templeton Asset Management Марка Мобиуса . По его мнению, поскольку развивающиеся рынки сейчас упали, «маловероятно, что "Роснефть" сможет получить ту цену, на которую она рассчитывала всего лишь неделю назад». Слова Мобиуса также отражают обеспокоенность по поводу потенциального риска судебного преследования в отношении «Юганскнефтегаза», главного актива «Роснефти», который был приобретен при сомнительных обстоятельствах. «Если они смогут предоставить инвесторам гарантии защищенности от судебных исков, с их стороны это будет хорошей стратегией», - говорит инвестор.
Гораздо жестче в своих оценках французская Le Temps . «Выставляя "Роснефть" на биржу, - заявляет это издание, - Москва хочет, чтобы о ЮКОСе забыли». Газета считает, что IPO «Роснефти» имеет откровенно политическую подоплеку, так как является продолжением дела ЮКОСа.
Вторит французскому изданию немецкая газета Handelsblatt : «Сергей Богданчиков и Игорь Сечин позаботились о том, чтобы разрушить нефтяной концерн ЮКОС, и теперь оба закулисных деятеля выводят на биржу "Роснефть"», - сообщает она. Издание приводит выдержки из диалога Сечина и Богданчикова, который состоялся по мобильному телефону в июле 2004 года. Этот диалог, который можно купить в Москве в виде записи на CD. и в котором Сечин говорит Богданчикову, что реакцию Путина он возьмет на себя, как пишет газета, стал началом самого дорогостоящего экономического детектива в истории России – фактической экспроприация и разрушения крупнейшего на тот момент нефтяного концерна ЮКОС».
Издание пишет, что перед этим глава ЮКОСа в присутствии Богданчикова жаловался Путину на коррупцию в государственном нефтяном концерне «Роснефть». «Путин с раздражением отреагировал на попытку Ходорковского очернить своего конкурента. У ЮКОСа слишком много нефтяных месторождений, сказал тогда президент, "и как они появились – большой вопрос"». «Компания, которую "Роснефть" хочет вывести на биржу, – это практически тот же ЮКОС, только в новой упаковке», - заключает газета.
Между тем, дело ЮКОСа, в котором «Роснефть» играла заметную роль, близость ее к Кремлю и непрозрачность – три фактора, которые, действительно, могут помешать госкомпании выручить за IPO столько денег, на сколько рассчитывают чиновники. Экономисты в связи с этим напоминают записанное в учебниках простое правило: фирма, которая намерена выпустить акции первичного размещения, должна начать работать как открытая компания за два года до планируемого выпуска IPO.