Имидж России за рубежом: легче поправить прическу, чем политику

Кремль всегда был озабочен тем, чтобы показать миру свое правильное лицо

«На каком языке вы бы не говорили, вы всегда встретите теплый прием, если посетите одно из наших 23 представительств – от Лос-Анджелеса до Лондона, от Сан-Франциско до Сан-Паулу, от Торонто до Тайбея...» Так приветствует посетителей сайта американское пиар-агентство Ketchum . Теплый прием в агентстве встретили и говорящие по-русски руководители Российской Федерации. Именно Ketchum был избран Кремлем для того, чтобы улучшить имидж России в мире накануне саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге.


Как рассказал в беседе с корреспондентом РС Клэр Бигг один из учредителей дочерней компании Ketchum GPlus Петер Гилфорд, «они (российские партнеры – РС) наняли нас в начале апреля после длительного и тщательного отбора из нескольких агентств, который проходил в Нью-Йорке и Москве. Но самое решение нанять агентство было принято в конце прошлого года».


Компания Ketchum была создана в 1923 году. Она занимается абсолютно всеми отраслями человеческой деятельности. На ее сайте дается перечень услуг в таких областях: продвижение торговых марок, корпораций, продуктов питания, систем здравоохранения и высоких технологий. Что из этого списка может пригодиться клиенту, которого зовут Российская Федерация?


«В наш мандат входит не изменение российской политики, а помощь в представлении этой политики, особенно в контексте председательства России в “ большой восьмерке ” в 2006 году. Международная пресса буквально набросилась на Россию, на российские темы. А у России недостаточно ресурсов в области коммуникаций, так что им нужна помощь в буквально всех областях – советы в том, как работают западные средства массовой информации, материально-техническое обеспечение, подготовительные документы, материалы для веб-сайта и тому подобное», - сообщает Петер Гилфорд.


Помощь в общении с международной, и особенно, западной прессой России действительно необходима. На западную прессу нельзя накричать, ее нельзя запугать и закрыть. Судя по всему, агентство Ketchum еще не работало с устроителями саммита G8 , когда создавался его сайт. В разделе аккредитации прессы над анкетой красовалась набранная красным фраза: «Медиа-подразделение оргкомитета оставляет за собой право отказать в аккредитации без объяснения причин». Учитывая практику отношений российских властей с неугодными средствами информации, фраза проливает просто-таки холодный душ за шиворот. А ведь есть же простая и широко используемая в таких случаях формулировка: «Заполнение анкеты не является гарантией в получении аккредитации».


Принесла ли уже плоды работа России с Ketchum? Петер Гилфорд считает, что сдвиги налицо: «Мы только начали, и работать приходится довольно напряженно, поскольку петербургский саммит не за горами – всего через месяц. Но с точки зрения советов, которые мы дали, с точки зрения аргументов, которые Россия предоставляет средствам информации – не пропаганду, а просто сбалансированную информацию о том, что Россия делает в контексте “ большой восьмерки» – думаю, такие изменения уже заметны».


В последнее время Россия подвергается серьезной критике не только со стороны прессы и правозащитников, но и западных лидеров. Самое яркое критическое выступление такого рода прозвучало из уст вице-президента США Дика Чейни. Может ли быть успешной работа Ketchum в таких обстоятельствах?


Наш собеседник полагает, что эту ситуацию можно исправить: «СМИ действительно нередко пытаются создать впечатление, что между Россией и некоторыми ее западными союзниками есть сложности, особенно когда дело касается энергии, Украины, некоторых других вопросов. Но пресса и общественное мнение должны понять, что в более широкой перспективе это является исключением из правила. Правило же состоит в том, что у России довольно тесные отношения с большинством из партнеров по G8 . Приоритеты России в “ большой восьмерке ” – борьба с инфекционными заболеваниями, искоренение неграмотности, развитие образования, достижение энергетической безопасности – все это абсолютно совпадает с западными приоритетами. Так что, по-моему, их (России – РС) цель – добиться более широкой перспективы освещения событий, в то время как сейчас пресса сконцентрировала чересчур много внимания на паре-тройке проблем, которые недавно попали в ее прицел».


Рискну предположить, что в своем последнем ответе Петер Гилфорд как раз испробовал методы и аргументы, которыми пользуется его агентство. Я просмотрела англоязычную прессу за последние дни. Британская « Гардиан » в статье «Долгая дорога к правосудию» рассказывает о том, что пострадавшие от действий российских военных чеченцы обращаются в Европейский суд по правам человека . Американская «Вашингтон таймс » помещает заметку «Вопросы по поводу истинных мотивов российской помощи» (на недавней встрече министров финансов G8 Россия заявила о списании 700 миллионов долларов долга наиболее бедных стран мира. Эксперты отмечают, что о благотворительности в данном случае говорить нелепо – даже сам министр финансов России Алексей Кудрин заявляет, что ядерный комплекс его страны заинтересован в привлечении новых клиентах в Африке и на Ближнем Востоке).


Американский журнал « Ньюсуик » описывает мучения компании «Моторола», крупная партия мобильных телефонов которой была задержана на российской таможне под надуманным предлогом. После личного вмешательства президента Путина ситуация была исправлена – но, по мнению автора статьи , не из-за любви к «Мотороле», не из-за встречи «восьмерки» и даже не из-за желания России вступить в ВТО. Просто клан «силовиков» в Кремле стал слишком сильным, и его надо было немного придавить для сохранения баланса окружающих президента группировок.


Получается, что пока работа Ketchum не видна.


Впрочем, как полагает директор российских исследований международной правозащитной организации Human Right s Watch Рэтчел Денбер, трактовать проблемы с правами человека только через имидж - не очень честный подход: «Может показаться, что проблема не в проблеме страны, проблема просто с имиджем. И раз так, то Россия должна просто улучшить имидж и проблема забудется». Самой главной из реальных проблем России, которые вызывают озабоченность как в самой этой стране, так и за ее пределами, г-жа Денбер называет изменения, происходящие в гражданском обществе.


Представитель правозащитной организации «Международная амнистия» Лидия Аройо также сомневается в успехе попыток руководителей России улучшить лишь внешнее восприятие страны, не меняя ничего в своей реальной политике. «Пиаровские компании нанимают, когда осознают, что есть серьезная проблема. Тот факт, что Кремль нанял такую компанию, означает, что там понимают, что существуют серьезные проблемы с имиджем России за рубежом. Но вопрос в том, не станет ли это еще одной попыткой строить потемкинские деревни, заглаживать проблемы вместо того, чтобы решать их. История России и Советского Союза показывает, что такие попытки никогда не оканчиваются успехом».


Проблемы с имиджем страны есть не только у России. За содержание заключенных на базе Гуантанамо критике подвергается администрация Джорджа Буша, а правительства европейских стран подозревают в оказании помощи ЦРУ в организации тайных центров содержания подозреваемых в пособничестве террористам. Пользуются ли они услугами организаций вроде агентства Ketchum? «Нет, и никакая пиаровская кампания не может изменить или улучшить имидж страны. Это способна сделать только политика его правительства», - полагает Лидия Аройо.


Мы пытались вспомнить хоть одно правительство, которое нанимало PR- агентов для улучшения имиджа страны, а не отдельных ее лидеров. Образ британского премьера Маргарет Тэтчер был изменен в свое время полностью, от акцента до походки и манеры одеваться. А вот в отношении целого государства такие примеры привести трудно. Правда, с другой стороны, ни в одной стране мира PR не играет столь мощной политической роли, как в России.