Греция и Сербия восстанавливают пострадавший от пожара в 2004 году сербский монастырь Хиландар на Святой горе Афон. При этом монахи пускают к себе далеко не всякого строителя.
В Греции, на полуострове Халкидики у Эгейского моря, на Святой горе Афон находится 20 больших древних православных монастырей. Семнадцать из них греческие, а три славянские: русский, болгарский и сербский. В хранилищах этих монастырей лежат сокровища культуры и истории православных народов, а сами монастырские комплексы являются выдающимися памятниками архитектуры.
Пять лет назад во время пожара пострадал сербский монастырь Хиландар. Монастырь был основан в 1198 году сербским святителем Саввой. Савва и его отец царь Стефан Неманья объединили сербские земли и практически создали Сербию. Затем сербы в течение 500 лет были под турками, в Сербии исчезли многие следы культуры и истории. Все, что сохранилось, - сохранилось в Хиландаре. Например, там есть около 170 грамот сербских, византийских, русских царей. В Сербии их лишь около 10. В библиотеке Хиландара - тысяча рукописей ценных средневековых книг, в Сербии таких не больше ста. Так вот, в марте 2004 года пострадала половина построек монастыря: сгорели подворья, где жили монахи и паломники, и четыре из двенадцати маленьких церквей – параклисов. Ценности и главные храмы, к счастью, уцелели.
О том, как идет восстановление памятника культуры, Радио Свобода рассказал главный архитектор реконструкции монастыря Хиландар, белградский профессор Мирко Ковачевич:
- Я начал заниматься Хиландаром в 1971 году, а перед пожаром в 2004 году реконструкция подходила к концу. Работы было много – в прошлом веке монастыри на Святой горе были запущены. В конце 1970 – 1980-х годах в Хиландаре было лишь 16 сербских монахов. В 1990-х годах началось восстановление монастырей Святой горы Афонской, и туда переселилось много монахов - современных, образованных людей. В то время мы много работали над реконструкцией и защитой объектов Хиландара, и в 2004 году, когда казалось, что конец работ уже близок, случился пожар.
Первые два года после пожара велись лишь подготовительные работы. Сначала нужно было расчистить мусор и пепел. Второй год целиком ушел на укрепление подгоревших стен, чтобы они не рухнули в случае землетрясения. Параллельно велась работа по разработке проектов. И лишь на третий год после пожара мы начали восстанавливать одно из подворьев - Белый придел. Работа была окончена в 2007 году. Сразу после началось восстановление самого большого сгоревшего здания – Большого придела, общей площадью 2 тысячи квадратных метров. Рассчитываем закончить этот комплекс до конца 2010 года. На этом большая часть монастыря будет восстановлена – по крайней мере, больше одной трети пострадавших зданий.
- Оценивалось, что полное восстановление Хиландара потребует около 20 миллионов евро. Кто финансирует работы?
- Основные средства поступали от правительства Сербии. Однако в этом году мы еще ничего не получили. Значительные материальные дотации выделила и Греция – особенно в начале, когда нужно было срочно подстраховать стены сгоревших объектов. Много денег ушло на то, чтобы создать надежные вспомогательные конструкции, которые бы выдержали пять-семь лет – до начала работ по восстановлению зданий. И еще в первые год-два после пожара поступали значительные частные пожертвования. Потом они начали иссякать, а сегодня их практически нет.
Но главные проблемы были связаны не с финансами, а с тем, как достичь договоренности о том, на какие принципы опираться в реконструкции монастыря. Хороший принцип в консервации и восстановлении исторических памятников тот, который обеспечивает их возвращение в подлинное состояние, с применением материалов и технологии, которые изначально использовались при их строительстве. Монастыри на Святой горе являются живыми памятниками, в них монашеские братства обитают постоянно. И пожары там случаются часто. Опыт показывает, что если вернуть конструкции зданий в прежнее состояние, снова будут пожары – ведь внутри монастырских объектов все деревянное. Поэтому монахи настаивали на том, чтобы при восстановлении монастыря поставить железобетонные конструкции.
Нам было трудно примирить две противоположные позиции: греческой стороны, отвечающей за сохранение ценных памятников архитектуры Святой горы в исконном виде, и позицию монахов Хиландара, опасающихся новых пожаров. Кое-где нам удалось добиться компромисса. Например, восстанавливая первый придел - келейный корпус с магазином - внизу, на первых трёх этажах мы поставили дерево, а на двух верхних – бетонную конструкцию.
- Несколько лет назад на Святой горе разразился скандал, когда сербские монахи воспротивились тому, что в строительных бригадах в Хиландаре вместе с греками работали албанцы.
- Когда греки в Хиландаре были вынуждены срочно спасать оставшиеся после пожара здания, они приводили свои бригады рабочих, в которых были и албанцы. Сербские монахи посчитали, что нехристианам нельзя восстанавливать Хиландар. Позже нам пришлось пойти монахам навстречу и привозить рабочих из Сербии.
- Монастыри Святой горы Афонской лишь культурно-исторически принадлежат сербам, русским, болгарам, а в юридическом и имущественном смысле они принадлежат Греции. Вот, например Европейский союз, членом которого является Греция, требует от нее снять монашский запрет на посещение женщинами Святой горы. Как на это смотрят монахи?
- Это правило, что женщины не могут ступить на землю Святой горы, в силе уже тысячу лет. Считается, что единственная женщина, которая там присутствует – это Божья матерь. Было несколько случаев, когда женщины пытались туда пробраться. Но лишь одна провела там некоторое время: жена сербского царя Душана, царица Елена в 1348 году жила несколько месяцев на Святой горе, спасаясь от эпидемии чумы. Однако утверждается, что и она не ступила ногой на святую землю – ее носили на носилках. Сейчас есть давление открыть Святую гору для женщин. Однако неписаное правило существует тысячу лет, и монахи не намерены его нарушать.
- Монахи редко допускают к себе посторонних. Вы провели среди них много лет. Чем они живут?
- Жизнь в монастыре очень интересная. Монахи занимаются не только молитвами. Они стараются обустроить хозяйство, обеспечить материальные средства для монастыря. Из всех 20 больших монастырей Афонской горы по богатству, авторитету и числу монахов сербский Хиландар находится на четвертом месте. Хиландар владеет немалыми землями, и монахи решили активнее заниматься сельским хозяйством, чтобы заработать деньги на восстановление монастырского комплекса после пожара. Они посадили новый виноградник - около 50 тысяч кустов. Первый урожай ожидается уже в следующем году. Он должен дать 10 тысяч литров вина. Сейчас мы переустраиваем и достраиваем один старый объект, в котором будет размещаться производство вина, с подвалами для его хранения. Вино будет марочное. С учетом экономического кризиса, неизвестно, получит ли монастырь в этом году от Сербии хотя бы половину обещанных средств на преодоление последствий пожара.
Специалисты рассчитывают, что при достаточном финансировании на восстановление сербского монастырского комплекса Хиландар уйдет еще не меньше пяти лет.
Интервью главного архитектора реконструкции монастыря Хиландар прозвучит в программе Ирины Лагуниной "Время и мир" 17 апреля в 22.00.
В Греции, на полуострове Халкидики у Эгейского моря, на Святой горе Афон находится 20 больших древних православных монастырей. Семнадцать из них греческие, а три славянские: русский, болгарский и сербский. В хранилищах этих монастырей лежат сокровища культуры и истории православных народов, а сами монастырские комплексы являются выдающимися памятниками архитектуры.
Пять лет назад во время пожара пострадал сербский монастырь Хиландар. Монастырь был основан в 1198 году сербским святителем Саввой. Савва и его отец царь Стефан Неманья объединили сербские земли и практически создали Сербию. Затем сербы в течение 500 лет были под турками, в Сербии исчезли многие следы культуры и истории. Все, что сохранилось, - сохранилось в Хиландаре. Например, там есть около 170 грамот сербских, византийских, русских царей. В Сербии их лишь около 10. В библиотеке Хиландара - тысяча рукописей ценных средневековых книг, в Сербии таких не больше ста. Так вот, в марте 2004 года пострадала половина построек монастыря: сгорели подворья, где жили монахи и паломники, и четыре из двенадцати маленьких церквей – параклисов. Ценности и главные храмы, к счастью, уцелели.
О том, как идет восстановление памятника культуры, Радио Свобода рассказал главный архитектор реконструкции монастыря Хиландар, белградский профессор Мирко Ковачевич:
- Я начал заниматься Хиландаром в 1971 году, а перед пожаром в 2004 году реконструкция подходила к концу. Работы было много – в прошлом веке монастыри на Святой горе были запущены. В конце 1970 – 1980-х годах в Хиландаре было лишь 16 сербских монахов. В 1990-х годах началось восстановление монастырей Святой горы Афонской, и туда переселилось много монахов - современных, образованных людей. В то время мы много работали над реконструкцией и защитой объектов Хиландара, и в 2004 году, когда казалось, что конец работ уже близок, случился пожар.
Первые два года после пожара велись лишь подготовительные работы. Сначала нужно было расчистить мусор и пепел. Второй год целиком ушел на укрепление подгоревших стен, чтобы они не рухнули в случае землетрясения. Параллельно велась работа по разработке проектов. И лишь на третий год после пожара мы начали восстанавливать одно из подворьев - Белый придел. Работа была окончена в 2007 году. Сразу после началось восстановление самого большого сгоревшего здания – Большого придела, общей площадью 2 тысячи квадратных метров. Рассчитываем закончить этот комплекс до конца 2010 года. На этом большая часть монастыря будет восстановлена – по крайней мере, больше одной трети пострадавших зданий.
- Оценивалось, что полное восстановление Хиландара потребует около 20 миллионов евро. Кто финансирует работы?
- Основные средства поступали от правительства Сербии. Однако в этом году мы еще ничего не получили. Значительные материальные дотации выделила и Греция – особенно в начале, когда нужно было срочно подстраховать стены сгоревших объектов. Много денег ушло на то, чтобы создать надежные вспомогательные конструкции, которые бы выдержали пять-семь лет – до начала работ по восстановлению зданий. И еще в первые год-два после пожара поступали значительные частные пожертвования. Потом они начали иссякать, а сегодня их практически нет.
Но главные проблемы были связаны не с финансами, а с тем, как достичь договоренности о том, на какие принципы опираться в реконструкции монастыря. Хороший принцип в консервации и восстановлении исторических памятников тот, который обеспечивает их возвращение в подлинное состояние, с применением материалов и технологии, которые изначально использовались при их строительстве. Монастыри на Святой горе являются живыми памятниками, в них монашеские братства обитают постоянно. И пожары там случаются часто. Опыт показывает, что если вернуть конструкции зданий в прежнее состояние, снова будут пожары – ведь внутри монастырских объектов все деревянное. Поэтому монахи настаивали на том, чтобы при восстановлении монастыря поставить железобетонные конструкции.
Нам было трудно примирить две противоположные позиции: греческой стороны, отвечающей за сохранение ценных памятников архитектуры Святой горы в исконном виде, и позицию монахов Хиландара, опасающихся новых пожаров. Кое-где нам удалось добиться компромисса. Например, восстанавливая первый придел - келейный корпус с магазином - внизу, на первых трёх этажах мы поставили дерево, а на двух верхних – бетонную конструкцию.
- Несколько лет назад на Святой горе разразился скандал, когда сербские монахи воспротивились тому, что в строительных бригадах в Хиландаре вместе с греками работали албанцы.
- Когда греки в Хиландаре были вынуждены срочно спасать оставшиеся после пожара здания, они приводили свои бригады рабочих, в которых были и албанцы. Сербские монахи посчитали, что нехристианам нельзя восстанавливать Хиландар. Позже нам пришлось пойти монахам навстречу и привозить рабочих из Сербии.
- Монастыри Святой горы Афонской лишь культурно-исторически принадлежат сербам, русским, болгарам, а в юридическом и имущественном смысле они принадлежат Греции. Вот, например Европейский союз, членом которого является Греция, требует от нее снять монашский запрет на посещение женщинами Святой горы. Как на это смотрят монахи?
- Это правило, что женщины не могут ступить на землю Святой горы, в силе уже тысячу лет. Считается, что единственная женщина, которая там присутствует – это Божья матерь. Было несколько случаев, когда женщины пытались туда пробраться. Но лишь одна провела там некоторое время: жена сербского царя Душана, царица Елена в 1348 году жила несколько месяцев на Святой горе, спасаясь от эпидемии чумы. Однако утверждается, что и она не ступила ногой на святую землю – ее носили на носилках. Сейчас есть давление открыть Святую гору для женщин. Однако неписаное правило существует тысячу лет, и монахи не намерены его нарушать.
- Монахи редко допускают к себе посторонних. Вы провели среди них много лет. Чем они живут?
- Жизнь в монастыре очень интересная. Монахи занимаются не только молитвами. Они стараются обустроить хозяйство, обеспечить материальные средства для монастыря. Из всех 20 больших монастырей Афонской горы по богатству, авторитету и числу монахов сербский Хиландар находится на четвертом месте. Хиландар владеет немалыми землями, и монахи решили активнее заниматься сельским хозяйством, чтобы заработать деньги на восстановление монастырского комплекса после пожара. Они посадили новый виноградник - около 50 тысяч кустов. Первый урожай ожидается уже в следующем году. Он должен дать 10 тысяч литров вина. Сейчас мы переустраиваем и достраиваем один старый объект, в котором будет размещаться производство вина, с подвалами для его хранения. Вино будет марочное. С учетом экономического кризиса, неизвестно, получит ли монастырь в этом году от Сербии хотя бы половину обещанных средств на преодоление последствий пожара.
Специалисты рассчитывают, что при достаточном финансировании на восстановление сербского монастырского комплекса Хиландар уйдет еще не меньше пяти лет.
Интервью главного архитектора реконструкции монастыря Хиландар прозвучит в программе Ирины Лагуниной "Время и мир" 17 апреля в 22.00.