Германия репетирует акции протеста к приезду президента Ирана

Они не только делают ракеты, но и играют в футбол. Берлин окажется в непростой ситуации, если президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад (справа) все же решит посетить чемпионат мира

За матчами сборной Ирана в Германии следят не только футбольные болельщики, но и широкая немецкая общественность. Этот интерес связан с политикой, причем не самого приятного свойства.


Свое намерение приехать в Германию, если команда Ирана выйдет в одну восьмую финала, выразил президент этой страны Махмуд Ахмадинеджад. Это не вызвало бы среди немцев большего интереса, чем приезд на чемпионат мира любого другого государственного деятеля, если бы не оскорбительные антиизраильские высказывания иранского лидера и отрицание им Холокоста. Нет сомнений в том, что прибытие в Германию такого человека, если оно состоится, вызовет бурные демонстрации протеста.


Собственно, они уже начались. В канун встречи между командами Ирана и Мексики в Нюрнберге (ее посетил один из вице-президентов Исламской Республики) по инициативе местной европейской общины прошла впечатляющая демонстрация, в которой приняли участие политики, профсоюзные и общественные деятели, а также представители иранской эмиграции в Европе. Как рассказывает корреспондент РС Юрий Векслер, на митинге, который состоялся по окончании шествия, с единой позиции выступали как представители правительственной коалиции, так и оппозиции. Руководитель оппозиционной партии «зеленых» Клаудиа Рот обвинила президента Ахмадинеджада в оскорблении жертв Холокоста. А министр внутренних дел Баварии Гюнтер Бекштайн, назвав иранского президента преступником и нежелательной на земле Германии фигурой, ставящий себя вне пределов цивилизованного культурного мира, добавил, что тот «должен считаться с реакций на свои действия, которую люди демонстрируют здесь сегодня».


Президент Центрального совета евреев Германии Шарлотта Кноблох, от имени 100 тысяч членов общины выразила беспокойство по поводу возникающего в стране нового антисемитского альянса. В том же Нюрнберге неонацисты устроили акцию в поддержку Ахмадинеджада, они намерены провести более мощную демонстрацию во время следующего матча сборной Ирана в Лейпциге 21 июня.


Ранее Шарлотта Кноблох призывала Берлин официально отказать Ахмадинеджаду во въезде в Германию. Генеральный секретарь Центрального совета евреев Штефан Крамер в телевизионном интервью, показанном по каналу NDR , обвинил немецкое правительство в том, что оно недостаточно активно полемизирует с иранским лидером. Крамер имел в виду не только отрицание Ахмадинеджадом Холокоста и его угрозы в адрес Израиля, но и направленное им Германии предложение «забрать себе» всех израильских евреев.


Журнал «Шпигель» опубликовал в эти дни шутливое послание в адрес иранских футболистов. В «открытом письме Ахима Ахиллеса», в частности, говорится: «Возможно, это не просочилось через цензуру ваших священнослужителей. Но у нас здесь есть пара своих отрицателей Холокоста, бритоголовых и более широкоплечих, но с таким же кругозором. Они только и ждут, чтобы какой-нибудь шут-популист выступил и провозгласил бы уничтожение Израиля в качестве государственной цели. Они ждут такого оратора, но мы - нет. Поэтому, дорогие иранские футболисты, выбыв из борьбы, вы сделаете доброе дело для всех. До следующего чемпионата у вас, мы надеемся, изберут в президенты кого-нибудь другого. Тогда мы все будем рады приветствовать вас в качестве участников финальной стадии чемпионата мира по футболу».


Проблема может отпасть сама собой, если иранская сборная не выйдет за стадию группового турнира (первый матч мексиканцам она проиграла). Тем временем германские политики дискутируют на тему, как им себя вести, если Махмуд Ахмадинеджад все же прибудет на чемпионат. По мнению заместителя председателя фракции ХДС/ХСС в бундестаге Вольфганга Босбаха, «ему (Ахмадинеджаду – РС) надо будет дать ясно понять, что он в Федеративной Республике Германии нежелателен. Тот, кто отрицает Холокост, кто хочет уничтожить Израиль, представляет опасность для мира. Он не должен всерьез ожидать здесь дружественного приема».


В случае приезда Ахмадиенджада можно не сомневаться в массовости демонстраций протеста. При этом позволительно будет спросить, почему российская общественность и политическая элита не реагируют столь же оперативно, когда страну посещают официальные представители Ирана или палестинских экстремистских организаций.


Президент Федеральной еврейской национально-культурной автономии России (ФЕНКА) Михаил Членов полагает, что причина этого кроется в различии политических культур послевоенной Германии и России: «В Германии активный, открытый, молодежный протест стал вполне принятой формой политического действия. А в России это не так, за исключением периода перестройки. Митинги как форма протеста стали достаточно редки». При этом наш собеседник отмечает, что еврейские организации России не остаются безмолвными. В частности, они выступили с резкими заявлениями против визита в Москву делегации радикального палестинского движения ХАМАС.


Михаил Членов напоминает, что в Иране существует достаточно крупная еврейская община – едва ли не единственная в мире, которая не может открыто поддерживать связи с еврейским миром. ФЕНКА стремится к восстановлению таких связей. На организуемый ей в Москве международный форум «Ислам и иудаизм. Перспективы диалога и сотрудничества» приглашен еврейский депутат иранского меджлиса.