Влад Филат: "Там были специально обученные люди для того, чтобы громить"

Протесты в Кишиневе, апрель 2009

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие лидер либерально-демократической партии Молдавии Влад Филат.
Кирилл Кобрин: Молдавская оппозиция готовит обращение в республиканский конституционный суд с требованием опротестовать итоги парламентских выборов. Оппозиционеры также добиваются создания независимой комиссии с международным участием для расследования событий 6-7 апреля, когда в Кишиневе толпой демонстрантов были разгромлены административные здания. Мой коллега Андрей Шарый побеседовал с лидером либерально-демократической партии Молдавии Владом Филатом.

Влад Филат: Мы с самого начала говорили о том, что фальсификация выборов не состояла в неправильном подсчете голосов. Фальсификация состояла в том, что по спискам избирательным были включены люди, которые не имели права голосовать - уехавшие давно за рубеж, те, которые голосовали многократно или же с грубейшими нарушениями. Мы с самого начала потребовали доступ к избирательным спискам, то, что нам было разрешено, конечно, с большими усложнениями. Мы делали ксерокопии этих списков. Во вторник решением суда по иску коммунистической партии нам было запрещено это. Мы остались в принципе без списков по муниципии Кишинэу. Несмотря ни на что, те данные, которые у нас есть, демонстрируют уже явно, как были фальсифицированы эти выборы. В понедельник или во вторник представим все наши данные, все наши доказательства в конституционный суд и попросим инвалидации этих выборов.

Андрей Шарый: Это означает, что пока никакие массовые акции протеста вы не планируете?

Влад Филат: Пока мы должны доказывать нашу правоту. Наши сотрудники работают. Каждый участок проверяем, документируем, протоколируем. И все эти документы, все эти доводы будут представлены в конституционный суд. После того, исходя из решений, которые будут приняты конституционным судом... и здесь нужно отметить: решение не будет принимать конституционный суд, решение будет принимать лично Воронин и коммунистическая партия, потому что эта институция подвластна (как и остальные институты власти в республике Молдова) им. Исходя из этих решений, которые будут приняты, мы уже примем решение, как дальше действовать.

Андрей Шарый: У нас противоречивая информация о количестве задержанных, арестованных, даже, к сожалению, убитых и пострадавших во время недавних, вот этих драматических событий в центре Кишинева. Ваши эксперты, члены вашей партии как-то работают с этими списками? Понятно, сколько людей не хватает, есть ли пропавшие без вести и где они?

Влад Филат: Есть официальные данные. Где-то 250 человек было задержано. Некоторые из них выпущены на свободу, но с обязательством не выезжать из страны. Большинство из них избиты. Все эти люди запротоколированы, если можно так сказать, на каждого из них есть досье, есть фотографии, есть их декларации, как они были арестованы, что с ними произошло во время ареста, как их избивали, что от них требовали. Потому что требовали подписывать декларации о том, что их оппозиция заставляла делать то или другое. Это первая часть. По нашим данным, более тысячи человек были задержаны хоть на какое-то время, более тысячи человек путем давления на них обязаны были или подписывать какие-то декларации, или давать какие-то объяснения. Но самое страшное то, что есть уже три умерших. Это ситуация гражданина Бобок, который проживает муниципии Кишинэу, первый казус. Второй - это гражданин Цыбуляк из Оргеево, и третий случай уже по отношению к гражданину Цапу из Сарог. И по нашим данным, есть минимум пять человек, которых не можем найти, родители не знают, где они находятся, по спискам в полицейских участках они не числятся. По другим данным, это число гораздо больше, потому что есть многие студенты, у которых оба родителя уехали за рубеж, и нет контактов, чтобы кто-то передавал об их исчезновении.

Андрей Шарый: Каким-то образом реконструирована точно картина событий вот той драматической ночи? Понятно, кто были эти громилы, которые ворвались в правительственное здание?

Влад Филат: Я был между полицейскими и этими громилами. Я видел их лица. Я видел, как они переговаривались по средству специальной связи, посредством знаков специальных и так далее. Для меня лично очень понятно... и у нас есть более 60 часов съемок - оперативных и любительских, и профессиональных. Эти съемки показывают очень четко, что происходило. Это не лица студентов. Там были специально обученные люди для того, чтобы громить, для того, чтобы провоцировать и довести до конца очень четко поставленную задачу. Потому что смотрите, что произошло в конечном-то итоге: в президентуре такая формальная атака, разрушения - зашли только в здание, перевернули пару стульев, столов, вознесли европейский флаг на президентуру и все, этим все закончилось. Но задача для них была, это очевидно, чтобы громить и днем, и вечером, и ночью парламент.