Музыка для толстых

ДС: - Ночь неаполитанского залива, если вы смотрите со стороны Искии или Капри, расцвечена миниатюрными фейерверками. Это на крошечных островах гейзерами время от времени бьют в тяжелое от звезд небо крошечные вулканчики.

В тот давний год я жил на Искии один, в древнем замке, уходившем тремя из пяти стен в воды залива. Был как и нынче апрель и ночами я сидел на верхней террасе, потягивая нечто ирландское, тройной очистки, и слушая цепко пойманную волну из Нью-Йорка. В Нью-Йорке был день и в Нью-Йорке 24 часа в сутки - было «Время Джаза»..

Должен ли я расписаться? Это волны «Свободы» и ваш ДС..

«Somethin' Else» - Cannonball Adderley

ДС: Somethin' Else, «Нечто иное» - квинтет Кэнонбола Эддерли, 9 марта 58 года. Майлз Дейвис – труба; «Пушечное Ядро» Эддерли – альт-саксофон; Хенк Джоунс – рояль; Сэм Джоунс – контрабас и Арт Блейки – ударные.

Коротковолновик мой был изумительной по тем временам игрушкой, радио-сканнером «Сони» ICF-PRO 80. Он брал весь мир. Увы, где-то через год я окунул его в мыльную пену ванной, и он отдал концы, пискнув посередине мощного аккорда Питерсона.

В замке на Искии не было комнат, лишь залы. Весна была холодной, но топить камины, в которых я мог спокойно прогуливаться, мне было не по карману: остров был лыс, как череп скинхеда, и дрова возили с материка. Зато соседний остров, Капри, был раем на скалах. Он был умело возделан садоводами еще со времен римской империи. Там росли маслины и апельсины, пинии и рододендроны, жасмин и жимолость, камелия и буганвилия.

Я вспомнил про Искию, Капри и ночное небо, читая одного русского классика: «Ночь. А всё-таки неловко назвать ночным это удивительное небо юга Италии, этот воздух, насыщенный голубым светом и душистым теплом ласковой земли. Свет исходит как будто не от солнца, отражённого золотом луны, а от этой неутомимо плодородной земли, трудолюбиво, искусно обработанной руками людей. Светом бесшумно дышит среброкованая листва олив, каменная кладка стен по скатам гор; эти стены предупреждают оползни, образуют по горам плоскости, на которых посеян хлеб, посажены бобы, картофель и капуста, разбиты виноградники и рощи апельсиновых, лимонных деревьев. Сколько затрачено здесь упорного умного труда! Оранжевые и жёлтые плоды тоже светятся сквозь прозрачный, серебристый туман, придавая земле странное сходство с небом, цветущим звёздами. Можно думать, что земля заботливо украшена работниками её для великого праздника, что они, отдохнув в эту ночь, завтра, с восходом солнца, «возрадуются и возвеселятся».

ДС: Прежде, чем продолжить и дабы улучшить картинку с итальянским пейзажем, вот пьеска современного итальянского джазмена, кларнетиста Габриелле Мирабасси (Gabriele Mirabassi) – Chisciottesco

«Chisciottesco»- Gabriele Mirabassi

ДС: - Chisciottesco, «Донкихотство», композиция итальянского кларнетиста Габриелле Мирабасси, с которым играли Пео Альфонси (Peo Alfonsi) – гитара; Сальваторе Майоре – контрабас и Альфред Крамер – ударные. Запись сделана в декабре 2006 года в Перуджи.

Габриелле Мирабасси 67 года рождения, уроженец Перуджи. Он входил в комбо живущего в Германии ливанского мэтра ауда - Раби Абу-Халила; он постоянный участник итальянских джаз-фестивалей и он же победитель премии «Top Jazz» 96 года….

Promo-1

Generique

ID-1 «Время Джаза» и ваш ДС на волнах «Свободы» и на сайте svobodanews.ru…


«La fleur du large» - Giovanni Mirabassi

ДС: - La fleur du large, «Цветок Морской Дали», композиция и соло на этот раз пианиста Джованни Мирабасси, родившегося на три года позже Габриелле в том же городке Перуджа, но живущего с 92 года в Париже.

Он изучал игру Бада Пауэла, Арта Тейтума, Оскара Питерсона, Билла Эванса, но звучит он, как камерный, а не пейзажный и распахнутый - Киз Джаррет. Запись 2005 года.

Увы, я нигде не нашел указания на то, что Джованни и Габриелле – родственники, хотя они даже записывались вместе. Буду рад любой подсказке…

На настоящий момент у Габриелле 14 компактов; у Джованни – 17. Причем Джованни в 16 лет успел сыграть с самим Четом Бейкером под самый занавес жизни певца и трубача!

Но вернемся к нашему классику отечественной литературы. В конце-то концов, я не даром тащил вас в Неаполитанский залив. Вот, что он писал, рассматривая небо над островом: «Совершенно непоколебимая тишина. Всё на земле так неподвижно, что кажется вырезанным на ней рукою искуснейшего художника, отлитым из бронзы и голубоватого серебра».

ДС: - И? И вдруг?

«Но вдруг в чуткую тишину начинает сухо стучать какой-то идиотский молоточек — раз, два, три, десять, двадцать ударов, и вслед за ними, точно кусок грязи в чистейшую, прозрачную воду, падает дикий визг, свист, грохот, вой, рёв, треск; врываются нечеловеческие голоса, напоминая лошадиное ржание, раздаётся хрюканье медной свиньи, вопли ослов, любовное кваканье огромной лягушки; весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому, и, послушав эти вопли минуту, две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных, они сошли с ума на сексуальной почве, а дирижирует ими какой-то человек-жеребец, размахивая огромным фаллосом.

Это - радио, одно из величайших открытий науки, одна из тайн, вырванная ею у притворно безгласной природы. Это - радио в соседнем отеле утешает мир толстых людей, мир хищников, сообщая им по воздуху новый фокстрот в исполнении оркестра негров. Это - музыка для толстых. Под её ритм во всех великолепных кабаках «культурных» стран толстые люди, цинически двигая бёдрами, грязнят, симулируют акт оплодотворения мужчиной женщины».

«Sleepwalker's Serenade» - Count Basie

ДС: - Один из монстров джаза ХХ века, пианист и банд-лидер, Каунт Бейси. Пьеска трубача Нила Хефти «Серенада Лунатика». Оркестр Бейси, 57 год Нью-Йорк. Стоит почитать мемуары Каунта Бейси: он весьма подробно описывает голодные, весьма «худые» годы своей карьеры…

Сам же автор этой статьи, Алексей Максимович Горький, прожил семь лет на Капри. Остров этот, как и Иския, не для бедных. Летом и в теплую погоду сюда приезжают неаполитанские богачи, в наши времена здесь загорают среднего достатка мафиози. Вот эти-то богачи, у ламповых приемников образа начала прошлого века, и не дали Горькому заснуть, ввергли его в кошмарную бессонницу со сценами совокупления под музыку фокстрота.

Опубликовал же эту статью русский классик 18 апреля 1928 года, то есть ровно 81 год назад, в 90-м номере газеты «Правда». Чем и положил начало травли джаза, российского в первую очередь.

Исторической правды ради, замечу, что статья эта про «толстых» вышла за четыре года до искусственного голодомора в СССР, в России и особенно на Украине, унесшего 7 миллионов жизней…

Что еще более любопытно так это то, что, в статье своей «Музыка Толстых» Горький писал о Мичурине, который должен был по идее в ближайшие годы накормить всю страну, как Лютер Бербанк – Америку.

Однако вернемся в наши дни. Микрофон в отдел новостей радио «Свобода»:

Краткая сводка новостей

Generique

ID-2 «Время Джаза», у микрофона «Свободы» ваш ДС…

Алексей Максимович прежде всего, решив написать про Мичурина, Бербанка, плодо-овощи и ночь над Капри, начудил с названием. Все же не «Музыка Толстых», загнавшая в ГУЛАГ трубача Эдди Рознера, а, раз уж он писал в марксистском ключе, «Музыка ДЛЯ толстых»… Есть же на это указание в самом тексте. Вот ему вдогонку (надеюсь, звукопроводимость на тот свет отличная) толстяк Мингус, может быть и вправду дирижировавший фаллосом, …. о чем капиталистическая пресса, конечно, умолчала…

«Better Git Hit In Your Soul» – Charly Mingus

ДС: Better Git it In Your Soul, «Пусть оно влезет в твою душу», Чарли Мингуса. Он же лидер и контрабас. Джон Хенди Третий, Букер Эрвин Младший, Шэфи Хэди – саксофоны; Уилли Деннис и Джеймс Ниппер – тромбоны; Хорас Парлен – рояль; Чарльз Ричмонд – ударные. Нью-Йорк 59 год.

Первая сегодняшняя пьеска была исполнена человеком по кличке «Пушечное Ядро», «Кэнонболл», настолько он, скажем, объемен. Более того, сначала эта кличка звучала по-иному – «Канибал» - так любил этот саксофонист дважды пообедать и трижды поужинать. Ну, а великий Чарли Мингус занимал в такси сразу три места! Самое несмешное заключается в том, что любимый автор Йосифа Виссарионовича хоть и бывал в Штатах, ничего не понимал в джазе. И, увы, просто-напросто не знал откуда этот музыкальный кошмар взялся….

«Flying Home» - Lionel Hampton, Benny Goodman

ДС: - Flying Home, «Летя Домой», Робина, Хемптона и Гудмена. Оркестр виброфониста Лайонеля Хемптона, «Хемпа», не будем забывать про календарь, появившегося на свет 20 апреля 1908 года. Концерт Хемптона в парижской «Олимпии» 25 марта 61 года…

Promo-2

ID-3 По большей части, как и неаполитанцы, афро-американцы склонны к полноте. Обобщение это трудно применить к джазменам: Майлз Дейвис и Декстер Гордон лишний вес набирали с трудом. Но Горький об этом и не пишет. Для него «негры» - все еще рабы и, несомненно, дикие жеребцы, издающие кошмарные звуки.

Следую карикатурам эпохи, для Горького «толстые» – это богатые. И тут тоже он промахивается. Среди богатых весьма мало толстых, как мы знаем. В любом случае трудно себе вообразить «великого Гетсби» - толстяком.

Что интереснее в этом публицистическом коктейле: к Италии, Мичурину, новым сортам зерновых, конечно же, прицеплена и русская деревня, а в те пост-революционные годы толстых в ней было не так уж легко и сыскать.

То есть, в ту ночь на Капри «толстые» среди россиян большевицкой России Горькому и не мерещились. В чем он прав. Тут мы его и оставим..

Вы слушаете радио «Свобода», у микрофона ваш – ДС..

«Driftin'» - Herbie Hancock

ДС: - Driftin', «Плаванье, Смещение», Дрейф» - пианиста и композитора Херби Хенкока, с которым играли: Фредди Хаббард – флюгель-горн; Декстер Гордон – тенор-саксофон; Бутч Уоррен – контрабас и Билли Хиггинс – ударные. 28 мая 62 года.

Певец, пианист, композитор и актер Хёрберт Джеффри Хенкок родился 12 апреля 40 года в Чикаго. Первые уроки музыки он получил в семь лет; в 11 лет он выступил с чикагским симфоническим оркестром, исполнявшим концерт в ре-мажоре Моцарта, затем - 2-й Бранденбургский Баха…

Его первыми джазовыми кумирами были: слепой пианист Джордж Ширинг, англичанин, поселившийся в США и канадец Оскар Питерсон.

В 50х годах Хенкок окончательно уходит в джаз и играет хард-боп с Хенком Моубли и Ли Морганом. В 60-х он аккомпанирует ветерану джазовой сцены Коулмену Хокинсу и входит в состав комбо Дональда Бёрда.

В 62 году – первый хит: «Продавец Арбузов», «Watermelon man».

После короткого периода содружества с Эриком Долфи он получает приглашение от Майлза Дейвиса и (с Роном Картером, Тони Уильямсом и Джорджем Коулменом) записывает диск «нового» Майлза – «Колдун». Это был переход к джаз-року…

Это он, Херби Хенкок, написал музыку к культовому фильму Микеланджело Антониони «Blow up»…

«Theme from Blow up» - Herbie Hancock

ДС: Лейтмотив фильма Микеланджело Антониони «Blow up», музыка Хёрби Хенкока. Бобби Хатчерсон – виброфон; Хёрби – рояль; Альберт Стинсон – контрабас и Джо Чемберс – ударные… 21 июля 67 года. Диск Хенкока «Доктор Джаз», записанный - Руди ван Гельдером…

И последний на сегодня юбиляр, уроженец Оукленда, что напротив Сан-Франциско, Ёрл Fatha Хайнз. Ему по идее 2 апреля должно было бы стукнуть 106 лет…

«Lover, come back to me» - Earl Hines

ДС: «Lover, come back to me», «Любимый, вернись ко мне» Ромберга и Хаммерстайна. Ёрл Хайз – рояль; Джин Рейми – контрабас и Эдди Лок – ударные… 65 год Нью-Йорк.

Вот, пожалуй, и все на сегодня: неаполитанская ночь, музыка для толстых, любимый писатель Сталина, итальянские джазмены и юбиляры: Хенкок, Хемптон, Хайнз. Подкаст ждет вас на сайте svobodanews.ru. До следующей недели, всех благ, оревуар, бай-бай!