«Саакашвили искренний западник. Он скорее проиграет, чем сдастся»

«Саакашвили не Шеварднадзе и не станет разменивать свое кресло на контроль России над Грузией»

Итоги петербургской встречи президентов России и Грузии Владимира Путина и Михаила Саакашвили оживленно обсуждаются не только в Тбилиси, но и в соседних Баку и Ереване. Такой интерес вполне понятен: состояние российско-грузинских отношений оказывает прямое влияние на ситуацию на всем Южном Кавказе.


Лидер Либерально-прогрессивной партии Армении Ованнес Ованнисян полагает, что президентам России и Грузии удалось найти общий язык. «Мы визуально видели, как себя вели два президента. Саакашвили уже стал или становится довольно серьезным политическим лидером. Его поведение с Путиным мне лично очень понравилось. И меня порадовало, что и Путин тоже принял Саакашвили. Иногда у Путина бывает такое выражение лица, у него такая манера есть… Он принял (Саакашвили – РС) довольно тепло. Может быть, это громко сказано - тепло, но нормально принял. Что для меня радостно, как политика, и грустно, как для армянского политика, потому что, как ни старается [ президент Армении - РС] Роберт Кочарян, как ни служит России и лично Путину, я не помню, чтобы Путин в таком настроении принимал Кочаряна», - говорит армянский политик.


Ованнес Ованнисян полагает, что Ереван стал заложником грузино-российских отношений. Проявляя на словах заботу о своем закавказском союзнике, Москва мало что в реальности делает для восстановления движения по транзитной железнодорожной магистрали через Абхазию, что отрицательно сказывается на армянской экономике.


Бывший государственный советник по политическим вопросам президента Азебайджана политолог Вафа Гулузаде убежден, что президент Грузии не откажется от прозападного курса: «Во время встречи, конечно, Путин пытался оказывать сильное давление на Саакашвили. Положение в Грузии тяжелое, силен сепаратизм, поддерживаемый Россией. Путин мог угрожать Саакашвили расколом Грузии путем признания сепаратистских движений и призвать Саакашвили повернуться лицом к Москве. Такого рода давление не может оказать влияние на Саакашвили. Ведь Саакашвили - не Шеварднадзе, он не политический игрок, который заботится лишь о своей власти, только о своем кресле и ради этого кресла готов на любые сделки с кем угодно. Саакашвили - совершенно искренний сторонник прозападной ориентации Грузии, и сам прозападник. То есть он будет готов к тому, чтобы проиграть, но не сдасться».


Наш собеседник признает, что Москва сегодня располагает внешнеполитическими рычагами, которых вчера у нее не было: СЕсли вспомнить Феодосию, что там организованные Россией манифестации помешали проведению учений НАТО. Несмотря на то, что сейчас осуществляется вывод российских военных баз из Грузии, Россия добивается того, чтобы Грузия отказалась от западной ориентации или же вела какую-то двойную игру».


По мнению Вафы Гулузаде, это давление не будет иметь успеха и потому, что Михаил Саакашвили зашел в сближении с Западом достаточно далеко. И потому, что последний понимает критическое значение Грузии на Южном Кавказе. «Я думаю, президент Азербайджана внимательно следит за этими переговорами и за отношениями между Россией и Грузией, потому что положение дел в Азербайджане во многом зависит от того, как будут обстоять дела в Грузии. Если Азербайджан - бутылка, то Грузия - это пробка. Если Грузия (Россия через Грузию – РС) сможет закрыть пробкой эту бутылку, то она будет диктовать и в Азербайджане, и на Каспии целиком, потому что эти республики взаимосвязаны. Грузия для Азербайджана - это выход на Турцию, выход путем трубопроводов на международные рынки. Это является прямой связью с НАТО, сухопутной связью Азербайджана с Турцией», - подчеркивает политолог Гулузаде.