От Шиллера до прокуратуры

Для археологов реконструкция — единственный способ представить, как выглядели объекты их исследований на самом деле

Современная антропологическая реконструкция помогает не только историкам, но и правоохранительным органам. Правда, в последнем случае "попадание в десятку" не радует, признаются ученые в эфире Радио Свобода.


Еще в XIX веке, когда родилась наука антропология, перед учеными встал вопрос: как по останкам скелета воссоздать облик умершего человека? Для этого анатомы должны были решить проблему восстановления исчезнувших мягких тканей. Это удалось сделать только во второй половине ХХ столетия. Тогда антропологи обследовали представителей разных рас и национальностей, нашли определенные закономерности в строении людей и научились сочетать свои знания с навыками лепки. В это же время в 1950 году в России Михаилом Герасимовым была основана первая и единственная в мире лаборатория антропологической реконструкции. Ее заведующая Татьяна Балуева и старший научный сотрудник Елизавета Веселовская рассказали в эфире Радио Свобода о новых результатах своих исследований.


В середине прошлого столетия, когда искусство реконструкции только зарождалось, речь шла лишь о воспроизводстве антропологического типа. А в наши дни ученым удается уже восстановить индивидуальные черты внешности. Один из первых и интереснейших опытов идентификации личности, которое удалось осуществить Михаилу Герасимову — воссоздание облика великого немецкого поэта Шиллера. Его останки были найдены в общей могиле. По ним Герасимову удалось сделать портрет, который оказался точнее посмертной маски.


Неудивительно, что и сейчас к сотрудникам герасимовской лаборатории постоянно обращаются за помощью археологи других стран. Так итальянские специалисты попросили их восстановить облик "маленького итальянского принца". Это захоронение 25-тысячелетней давности, времен верхнего палеолита, было найдено в провинции Лигурия и вызывало огромный интерес во всем мире.


К сожалению, сегодня в работе антропологов, владеющих навыками реконструкции, нуждаются не только историки. Другая, не менее важная часть их деятельности — помощь правоохранительным органам в поиске пропавших без вести людей. Современные методы позволяют настолько достоверно воссоздавать облик по останкам, что родственникам удается провести опознание. Правда, как замечает Татьяна Балуева, это как раз тот случай, когда ученых не радует точность попадания — лучше, если у людей остается хоть какая-то надежда.