Президент США Джордж Буш одержал символическую победу над критиками его политики в Ираке. В четверг американский сенат почти единогласно отверг резолюцию, предписывающую Белому дому начать вывод войск из этой страны к концу нынешнего года. Против резолюции проголосовали 93 сенатора, за нее лишь шесть.
Дебаты прошли также в палате представителей . Сторонники и противники предложенной резолюции использовали многочасовую дискуссию прежде всего для того, чтобы накануне промежуточных выборов в конгресс привлечь к себе внимание электората, все более скептично оценивающего происходящее на Ближнем Востоке. «Мы должны проявить стойкость в борьбе с террором, мы должны доказать всем, что террористы не смогут диктовать американскую политику», - заявил спикер палаты представителей республиканец Деннис Хастерт . «Администрация не только совершила абсурдную ошибку, - ответила ему лидер демократов Нэнси Пелози , - она продолжает рыть себе могилу».
Когда в сенате дело дошло до голосования, лишь шесть известных членов палаты из числа либералов проголосовали за вывод войск, другие же критики операции в Ираке не рискнули это сделать, опасаясь упреков в непатриотичности. А сегодня конгрессмены должны определить свое отношение к не имеющей обязывающей силы резолюции, в которой говорится, что, «определение произвольной даты вывода или передислокации» войск в Ираке противоречит национальным интересам.
В четверг же стало известно о том, что в Ираке погиб 2500-й после начала военной операции в этой стране американский военнослужащий, а иракские власти обнародовали документы, принадлежавшие оперативникам «Аль-Каиды». Из них следует неожиданный вывод о слабости террористической сети и готовности ее руководителей пойти на крайние меры, чтобы развязать региональную войну.
Об обнаружении в Ираке обширного досье, принадлежавшего лидерам террористической сети, сообщил советник по национальной безопасности иракского правительства Моуаффак аль-Рубайе. Как пояснил советник на пресс-конференции, «множество документов и компьютеров-ноутбуков» попали в руки иракских властей незадолго до ликвидации лидера террористов Абу Мусаба аз-Заркауи примерно в том же районе, где он укрывался ; после этого по всей стране были обнаружены другие тайники. Если верить найденным документам, «Аль-Каида» озабочена ростом численности иракских сил безопасности, работающих в тесном взаимодействии с американскими войсками. Широкомасштабные аресты, перекрытие источников финансирования, конфискация оружия и боеприпасов, а также кампания в прессе, ослабляющая влияние боевиков на население - все это угнетающе действует на боевой дух аль-каидовцев.
Согласно тем же документам, чтобы переломить ситуацию в свою пользу, «Аль-Каида» собиралась втянуть Соединенные Штаты в войну еще на одном фронте - иранском. Для этого террористы планировали обнародовать исходящие якобы от иракских шиитов послания с угрозами проведения новых терактов и инсценировать причастность к ним иранского руководства. Параллельно должна была произойти утечка информации о связях Ирана с международными террористическими группами и о его планах организовать взрывы в странах Запада.
Высокопоставленные представители иракских сил безопасности утверждают, что найденные документы являются лишь верхушкой айсберга и обещают поделиться новыми подробностями в ближайшие дни. Ни сам факт находок, ни их содержание пока не подтверждены иными источниками. Тем не менее, обнародованная информация и вывод о том, что террористы терпят поражение в Ираке, активно обсуждается сегодня американской прессой. Насколько такая оценка может соответствовать действительности? Старший научный сотрудник Института Брукингса в Вашингтоне Майкл О’Хэнлон не разделяет этого оптимизма: «Иракское подполье в текущем году проявило себя довольно эффективно. Хотелось бы надеяться, что оно измотано, но сводки из Ирака пока об этом не свидетельствуют. Ни число нападений, ни число жертв не указывают на снижение активности боевиков. Поэтому я бы с большой осторожностью отнесся к утверждениям иракского советника по национальной безопасности. Я по-прежнему убежден, что у нас есть шанс, пусть и относительный, на успех в Ираке, и мы должны делать все возможное для достижения победы. Однако развитие событий в последний период выглядело не в нашу пользу».