На сцене Центра имени Мейерхольда Александр Ф. Скляр, фронтмен группы "Ва-банк", представил сольную программу, приуроченную к 120-летию со дня рождения Александра Вертинского.
Первым из российских рок-музыкантов песни Вертинского запел в начале 80-х Борис Гребенщиков. Александр Скляр занялся ими девять лет назад, но предпочитал работать в паре с кем-то из коллег. Теперь он подготовил новую, сольную программу, которая называется "Концерт Сарасате".
Жанр выступления определен, как "концерт-спектакль". От театра - редкая актерская одаренность самого исполнителя, незначительный реквизит (стол с графином и со свечой) и несколько писем Вертинского, которые читает Скляр. Концерт идет полтора часа. Скляр только дважды покидает сцену, уступая ее струнному квинтету и фортепиано.
Обыкновенно Вертинского поют, ему подражая. Эффект узнавания приятен публике. Скляр выбрал более трудный путь, но аудиторию убедил и завоевал. В его исполнении песни Вертинского стали резкими, жесткими и очень мужскими - куда-то подевались их женственность, манерность и сентиментальность. Песни Пьеро словно присвоены Арлекином. Это мнение обозреватель Радио Свобода вынес на суд самого Александра Ф. Скляра в начале беседы.
- Вертинского мы знаем довольно хорошо. Обычно ему подражают, потому что он очень влиятелен - в интонации, в грассировании "р", в этих "жеНСщины" и так далее. Здесь не было ничего похожего. Как если бы Вертинского исполнял Маяковский. Или, если так не грубить, то что-то вроде Арлекина, который поет песни Пьеро.
- Но я же Вертинского начал петь совершенно сознательным артистом. Приступая к нему, я понимал, что никоим образом я не должен поддаться магии и очарованию его как артиста, как певца. Потому что переплюнуть его в этом невозможно! Поэтому я и делаю акцент на песнях драматического содержания, где можно раскрыть драматическую составляющую Александра Николаевича - а она у него очень сильна. Например, "Каторжная" - это песня его раннего периода. Но именно она, как мне кажется, характеризует Вертинского не только и не столько как артиста и певца-декаданса, а как артиста очень широкой палитры. Конечно, я сознательно из этой палитры взял то, что может быть лучше всего транспонировано иначе.
- Я много разговаривала с людьми, которые видели Вертинского. Они говорили, что руки у него как будто бы пели одновременно с ним, что жест его - что-то совершенно невероятное. Я сейчас очень внимательно смотрела на ваши руки. Они, наверное, не похожи на руки Вертинского, - но, тем не менее, они очень выразительны.
- Обычно я пою с гитарой. Но сейчас - тот самый редкий случай, когда я не привязан к инструменту, когда я могу совершенно по-своему интерпретировать язык жестов. Думаю, что его язык жестов был более скупой. Я не изучал его фотографии с этой точки зрения. Я сознательно от этого абстрагировался. Я изучал и старался проникнуть в его песни.
- Последнее письмо Вертинского написано из Кемерова в 1951 году. Он описывает этот совершенно дикий концертный тур...
- "Ледяной поход"; так он его называет. Когда я прочитал, то был просто поражен! Я именно это место нашел, чтобы было понятно, как ему давались эти концерты. А именно в этом "ледяном" туре он зарабатывал на дачу для семьи – жены, дочерей. Я специально обозначил дату: 1951 год. Это значит, ему 62 года! Ребята - те, кто говорят, что тяжела жизнь артиста, - пусть почитают письма Вертинского.
- Вы пробовали, как он - 80 концертов кряду?
- Нет, никогда не пробовал! Это артистический подвиг. Чтобы это выдержать, надо было прожить всю ту школу, которая выпала ему - и нужно было иметь ту самую великую любовь, ради которой он это пел. Ему нужна была эта дача, чтобы там остались его любимая жена и любимые девочки.
Первым из российских рок-музыкантов песни Вертинского запел в начале 80-х Борис Гребенщиков. Александр Скляр занялся ими девять лет назад, но предпочитал работать в паре с кем-то из коллег. Теперь он подготовил новую, сольную программу, которая называется "Концерт Сарасате".
Жанр выступления определен, как "концерт-спектакль". От театра - редкая актерская одаренность самого исполнителя, незначительный реквизит (стол с графином и со свечой) и несколько писем Вертинского, которые читает Скляр. Концерт идет полтора часа. Скляр только дважды покидает сцену, уступая ее струнному квинтету и фортепиано.
Обыкновенно Вертинского поют, ему подражая. Эффект узнавания приятен публике. Скляр выбрал более трудный путь, но аудиторию убедил и завоевал. В его исполнении песни Вертинского стали резкими, жесткими и очень мужскими - куда-то подевались их женственность, манерность и сентиментальность. Песни Пьеро словно присвоены Арлекином. Это мнение обозреватель Радио Свобода вынес на суд самого Александра Ф. Скляра в начале беседы.
- Вертинского мы знаем довольно хорошо. Обычно ему подражают, потому что он очень влиятелен - в интонации, в грассировании "р", в этих "жеНСщины" и так далее. Здесь не было ничего похожего. Как если бы Вертинского исполнял Маяковский. Или, если так не грубить, то что-то вроде Арлекина, который поет песни Пьеро.
- Но я же Вертинского начал петь совершенно сознательным артистом. Приступая к нему, я понимал, что никоим образом я не должен поддаться магии и очарованию его как артиста, как певца. Потому что переплюнуть его в этом невозможно! Поэтому я и делаю акцент на песнях драматического содержания, где можно раскрыть драматическую составляющую Александра Николаевича - а она у него очень сильна. Например, "Каторжная" - это песня его раннего периода. Но именно она, как мне кажется, характеризует Вертинского не только и не столько как артиста и певца-декаданса, а как артиста очень широкой палитры. Конечно, я сознательно из этой палитры взял то, что может быть лучше всего транспонировано иначе.
- Я много разговаривала с людьми, которые видели Вертинского. Они говорили, что руки у него как будто бы пели одновременно с ним, что жест его - что-то совершенно невероятное. Я сейчас очень внимательно смотрела на ваши руки. Они, наверное, не похожи на руки Вертинского, - но, тем не менее, они очень выразительны.
- Обычно я пою с гитарой. Но сейчас - тот самый редкий случай, когда я не привязан к инструменту, когда я могу совершенно по-своему интерпретировать язык жестов. Думаю, что его язык жестов был более скупой. Я не изучал его фотографии с этой точки зрения. Я сознательно от этого абстрагировался. Я изучал и старался проникнуть в его песни.
- Последнее письмо Вертинского написано из Кемерова в 1951 году. Он описывает этот совершенно дикий концертный тур...
- "Ледяной поход"; так он его называет. Когда я прочитал, то был просто поражен! Я именно это место нашел, чтобы было понятно, как ему давались эти концерты. А именно в этом "ледяном" туре он зарабатывал на дачу для семьи – жены, дочерей. Я специально обозначил дату: 1951 год. Это значит, ему 62 года! Ребята - те, кто говорят, что тяжела жизнь артиста, - пусть почитают письма Вертинского.
- Вы пробовали, как он - 80 концертов кряду?
- Нет, никогда не пробовал! Это артистический подвиг. Чтобы это выдержать, надо было прожить всю ту школу, которая выпала ему - и нужно было иметь ту самую великую любовь, ради которой он это пел. Ему нужна была эта дача, чтобы там остались его любимая жена и любимые девочки.