Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.
Марк Крутов: В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка одной картины. Но какой! Из Дрезденской картинной галереи сюда привезли всемирно известный шедевр - полотно Андреа Мантеньи "Святое семейство". Работ этого итальянского мастера Раннего Возрождения нет ни в одном российском собрании. Рассказывает Лиля Пальвелева.
Лиля Пальвелева: "Святое семейство" Мантеньи однажды уже было в стенах Пушкинского музея - более 50 лет назад. В 45-м собрание разбомбленной Дрезденской галереи вывезли в Москву, 10 лет спустя вернули в Германию. Директор музея Ирина Антонова хорошо помнит те времена, когда картина находилась на хранении в здании на Волхонке.
Ирина Антонова: Картина Мантеньи была просто из числа пяти самых главных произведений, которые были у нас здесь в течение 10 лет. Это замечательное, редчайшее полотно. И потом, это же конец XV века, это Раннее Возрождение. Это тот тип искусства, который складывается во славу человека, опираясь на античное наследие. Просто в этой картине видны как бы его римские корни.
Лиля Пальвелева: И прежде всего - в Иосифе. Очень старый аскетичного вида человек отрешенно смотрит прямо перед собой. Таковы бесчисленные скульптурные древнеримские надгробия. Впрочем, говорит Ирина Антонова, лица других персонажей картины тоже не безмятежны.
Ирина Антонова: Это замечательная вещь. Она не такая простая для восприятия. В нее надо постепенно войти с тем, чтобы почувствовать - вот металл звучит, что-то очень крепкое, надежное, твердое. Там потрясающая композиция. Все фигуры сомкнуты. Они как строй стоят перед нами. Это жизнь и смерть. Это защита. Вообще, эта картина о стойкости. Это очень важно для людей сегодня.
Лиля Пальвелева: У этой картины, что не очень характерно для Мантеньи, глухой темный фон. На нем больше ничего нет.
Ирина Антонова: Да, может быть, даже для концентрации. Она же очень концентрирована в своих этих чувствах. Такая высшая степень концентрации и прозрения в будущем.
Лиля Пальвелева: Экспонирование картины Мантеньи в Москве - это обменные гастроли. Пушкинский музей отправляет в Дрезден другое полотно на этот же сюжет - "Святое Семейство" кисти Аньоло Бронзино.
Ирина Антонова: Это уже следующий этап развития искусства Ренессанса. Это вещь изумительная по своим художественным качествам, но это совсем другое. Здесь, конечно, такие идеалы придворного мира, галантности, праздничности и так далее. Нечто совсем другое. Их вообще очень интересно и рядом повесить.
Лиля Пальвелева: Ну, а пока рядом с картиной Мантеньи оказались другие полотна Раннего Возрождения. "Святое семейство" выставили в Итальянском зале музея.
Марк Крутов: В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка одной картины. Но какой! Из Дрезденской картинной галереи сюда привезли всемирно известный шедевр - полотно Андреа Мантеньи "Святое семейство". Работ этого итальянского мастера Раннего Возрождения нет ни в одном российском собрании. Рассказывает Лиля Пальвелева.
Лиля Пальвелева: "Святое семейство" Мантеньи однажды уже было в стенах Пушкинского музея - более 50 лет назад. В 45-м собрание разбомбленной Дрезденской галереи вывезли в Москву, 10 лет спустя вернули в Германию. Директор музея Ирина Антонова хорошо помнит те времена, когда картина находилась на хранении в здании на Волхонке.
Ирина Антонова: Картина Мантеньи была просто из числа пяти самых главных произведений, которые были у нас здесь в течение 10 лет. Это замечательное, редчайшее полотно. И потом, это же конец XV века, это Раннее Возрождение. Это тот тип искусства, который складывается во славу человека, опираясь на античное наследие. Просто в этой картине видны как бы его римские корни.
Лиля Пальвелева: И прежде всего - в Иосифе. Очень старый аскетичного вида человек отрешенно смотрит прямо перед собой. Таковы бесчисленные скульптурные древнеримские надгробия. Впрочем, говорит Ирина Антонова, лица других персонажей картины тоже не безмятежны.
Ирина Антонова: Это замечательная вещь. Она не такая простая для восприятия. В нее надо постепенно войти с тем, чтобы почувствовать - вот металл звучит, что-то очень крепкое, надежное, твердое. Там потрясающая композиция. Все фигуры сомкнуты. Они как строй стоят перед нами. Это жизнь и смерть. Это защита. Вообще, эта картина о стойкости. Это очень важно для людей сегодня.
Лиля Пальвелева: У этой картины, что не очень характерно для Мантеньи, глухой темный фон. На нем больше ничего нет.
Ирина Антонова: Да, может быть, даже для концентрации. Она же очень концентрирована в своих этих чувствах. Такая высшая степень концентрации и прозрения в будущем.
Лиля Пальвелева: Экспонирование картины Мантеньи в Москве - это обменные гастроли. Пушкинский музей отправляет в Дрезден другое полотно на этот же сюжет - "Святое Семейство" кисти Аньоло Бронзино.
Ирина Антонова: Это уже следующий этап развития искусства Ренессанса. Это вещь изумительная по своим художественным качествам, но это совсем другое. Здесь, конечно, такие идеалы придворного мира, галантности, праздничности и так далее. Нечто совсем другое. Их вообще очень интересно и рядом повесить.
Лиля Пальвелева: Ну, а пока рядом с картиной Мантеньи оказались другие полотна Раннего Возрождения. "Святое семейство" выставили в Итальянском зале музея.