Испанцам не место в Воркуте

Задержанные иностранные журналисты интересовались заброшенными поселками под Воркутой

Из Воркуты выдворили троих испанских журналистов, снимавших документальный фильм о сталинских репрессиях и истории ГУЛАГа. Сообщение об этом передал "Интерфакс". Как всё происходило, корреспонденту Радио Свобода рассказали члены съемочной группы и правозащитники.

По словам Игоря Шкурата, начальника теротдела управления Федеральной миграционной службы России по Республике Коми, которого цитирует "Интерфакс", журналисты "приехали к нам, имея туристические визы, не дающие права заниматься профессиональной деятельностью в России", они интервьюировали жителей заполярного города, снимали виды, собирали различную информацию о времени ГУЛАГа. Сотрудники УФМС сочли, что "иностранцы явно преследовали коммерческие цели, так как признались, что снимают фильм для одного из испанских телеканалов".

Испанских тележурналистов доставили в УВД Воркуты. В отношении иностранцев были составлены протоколы об административном правонарушении, после чего испанцы отбыли поездом в Москву.

- Милиционеры сообщили, нам что мы не имели права ничего снимать в Воркуте, так как у нас не было разрешения на съемку от российского правительства, то есть Министерства иностранных дел. Поскольку мы не представляли, что такое специальное разрешение нужно, то и не озаботились его получением. Нас продержали четыре часа в милиции, все было относительно спокойно, и, насколько мы поняли, на этом наказание исчерпывается. Милиционеры сказали, что мы еще дешево отделались. Мы показали билеты - что в тот же день уезжаем в Москву - и нас отпустили", - рассказала Радио Свобода член съемочной группы Кати Эскаррер.

Григорий Мамулашвили, сотрудник воркутинского правозащитного общества "Мемориал" говорит:

- Интерес иностранных журналистов к нашему городу очень большой. За последние десять лет здесь побывали немцы, шведы, французы, поляки, чехи и бельгийцы. У нас уже очень мало осталось следов ГУЛАГа – никаких остовов или руин лагерей нет. Испанцы же особенно интересовались закрывающимися нерентабельными поселками под Воркутой. В этот раз они просто ходили по городу, смотрели. Были в восторге.

Правозащитник продолжает:

- Во вторник, когда журналисты уже собирались уезжать, к ним обратилась милиция. Город маленький – 70 тысяч жителей, так что сотрудники милиции знали, где их найти. Милиционеры подъехали на служебной машине и предложили проследовать в отделение для составления административного протокола. Я как только узнал об этом, тоже приехал в милицию. Все было предельно корректно. Испанцы сообщили, что у них уже есть обратные билеты, и их отпустили. Думаю, что "выдворение", о котором говорят в ФМС, - это преувеличение. У испанцев действительно не было аккредитации при российском МИДе. Но разве запрещено снимать видео - как "Сам себе режиссер"? Например, мы попросили об интервью мэра города, но он, как официальное лицо, отказал, сославшись на отсутствие аккредитации. А просто разговаривать с жителями или снимать виды не запрещено, - уверен Мамулашвили.

Летом 2008 года испанские журналисты уже были в Воркуте и съездили в мертвый поселок под Воркутой - Хальмер-Ю. Журналисты фотографировали "радиоактивные озера", брошенные дома, дом культуры, запуск ракет по которому произвел лично Владимир Путин. Некоторые фотографии были опубликованы испанскими журналами. Как рассказал корреспонденту Радио Свобода член съемочной группы Томеу Колл, журналистам тогда удалось поговорить с несколькими семьями, которые не хотят покидать другой заброшенный поселок - Юршор. Но зимой этого года семьи всё-таки переселили в едва обитаемый Воргашор.

Как известно, основанием для работы иностранного журналиста в России является журналистская виза. Она выдается посольством Росии за рубежом. Есть еще одно веское "подкрепление" работы иностранного журналиста в России: аккредитационная карточка, выдаваемая пресс-центром Министерства иностранных дел РФ. Такие карточки имеет все журналисты, которые работают в России на постоянной основе. Их получение, однако, на практике занимает от нескольких недель до нескольких месяцев. От тележурналистов требуется дополнительно получить в МИДе разрешение на съемку. Для этого корреспондент должен предоставить копию журналисткой визы (если речь идет о разовом репортаже, в анкете необходимо указать его тему), а также подтверждающее письмо от телекомпании. Кроме того, пресс-центр МИД требует предоставить отпечатанные фотографии журналиста. После этого заявка на получение разрешения на съемку рассматривается в течение как минимум нескольких дней.

Не всегда у журналистов есть возможность ждать. Поэтому иногда они приезжают по бизнес- или туристическим визам. Как пояснил корреспонденту Радио Свобода источник в МИДе, в этом случае журналисты не вправе брать интервью у официальных лиц, однако снимать "просто виды" возможно и без получения разрешения на съемку от МИДа.

Но сотрудники ФМС решают по-своему. "Мы выпроваживали иностранцев, которые занимались в Воркуте не тем, чем надо", - недавно заявил Игорь Шкурат изданию Коми Онлайн.