23 апреля - день рождения Театра драмы и комедии на Таганке. Театру исполнилось 45 лет. И его по-прежнему возглавляет Юрий Любимов.
Не стану пересказывать историю театра. Скажу только, что это был театр, наследующий Брехту и Мейерхольду, театр во всех отношениях революционный. Вот что говорит о нем профессор Бристольского университета Биргит Боймерс, автор книги "Юрий Любимов и театр на Таганке", вышедшей в Лондоне в 1997 году:
- Я до сих пор помню все спектакли Театра на Таганке, которые видела уже не в то время, когда они были поставлены, но позже, и меня потрясло, насколько четко они отражают состояние общества. В 1960-е годы - одна ситуация, заявления протеста общественного, коллективного, а в 1970-е годы это как бы уход от общественного и явного протеста внутрь, поиски внутри себя. Театр на Таганке, может быть, на сегодняшний день утратил эту функцию протеста, но очень важно, что этот театр продолжает существовать и дает возможность посмотреть на те акции, которые были придуманы и в 1960-е, и в 1970-е, и в 1980-е годы, чтобы понять, какую функцию театр может иметь в обществе. Мне очень жалко, что на сегодняшний день не существует такого театра, каким Театр на Таганке был в 1960-70-е годы. Есть замечательные и прекрасные театры, есть замечательные постановки, но такого театра, который бы объединил людей, единомышленников, - этого нет. Либо в обществе все в порядке, либо можно рассудить так, что театры занимаются другими, более эстетическими и визуальными поисками.
Сам Юрий Любимов сердится, когда его театр называют "политическим":
- Пришили мне такую бирку, что я занимаюсь политическим театром. Когда я поставил Брехта, у нас Брехт был мало известен, и мне было очень интересно, как постигать эту новую драматургию. Я всегда занимался эстетикой, а не политикой. Политика наступала на мои спектакли пятой, их всячески цензурировала, кромсала. Им не нравилось то, что выражалось. Их интересовал текст, он им не нравился. Он не нравился им даже и у Горького в "Матери", в Достоевском, не нравился всюду. Потому что хорошие тексты раздражают власть - они не врут.
Хорошими текстами театр продолжает "раздражать" и сейчас. В его репертуаре около 20 спектаклей: по Достоевскому, Кафке, обэриутам, Булгакову, Мольеру, Шекспиру, Солженицыну. Последняя, только что выпущенная работа Любимова называется "Сказки". В ней соединены сочинения Андерсена, Уайльда и Диккенса. И пусть нынешний театр не назовешь приютом единомышленников, пусть не стоят в его кассы ночные очереди за билетами, но Юрий Любимов по-прежнему строго воспитывает отличных артистов, а в его спектаклях столько озорства, юмора и энергии, что приписать их легче 25-летнему юноше, чем 90-летнему мудрецу.
- Если мы не найдем в структуре современного мира место театра, нас затрут. Отсюда идут выводы о форме, неконсервативных формах, которые мы должны придумывать для театра. Видимо, он должен быть более компактным, более рентабельным, более экспрессивным, впитывать в себя другие жанры. И в этом русле его надо развивать, - убежден руководитль театра.
Мы забудем годы и числа, и какой на дворе был съезд, и чего не было в магазинах, но никогда не забудем спектаклей Юрия Любимова и художника Давида Боровского. И Владимира Высоцкого в вязаном кольчугой свитере Гамлета. И как Алла Демидова - Гертруда наносила крем на лицо, и оно превращалось в маску. И как играла Зинаида Славина в "Добром человеке из Сезуана". И как разметывал по воздуху листы рукописи Воланд Вениамина Смехова. И каким наивным, святым Кузькиным был Валерий Золотухин. И как умирали девочки Татьяны Жуковой, Натальи Сайко, Нины Шацкой, Марии Полицеймако в "А зори здесь тихие", и как они пели: "Растет во лесу, растет во бору зеленая сосеночка, понравилась парнишечке молоденька девчоночка"... Забыть нельзя. Хранить вечно.
Не стану пересказывать историю театра. Скажу только, что это был театр, наследующий Брехту и Мейерхольду, театр во всех отношениях революционный. Вот что говорит о нем профессор Бристольского университета Биргит Боймерс, автор книги "Юрий Любимов и театр на Таганке", вышедшей в Лондоне в 1997 году:
- Я до сих пор помню все спектакли Театра на Таганке, которые видела уже не в то время, когда они были поставлены, но позже, и меня потрясло, насколько четко они отражают состояние общества. В 1960-е годы - одна ситуация, заявления протеста общественного, коллективного, а в 1970-е годы это как бы уход от общественного и явного протеста внутрь, поиски внутри себя. Театр на Таганке, может быть, на сегодняшний день утратил эту функцию протеста, но очень важно, что этот театр продолжает существовать и дает возможность посмотреть на те акции, которые были придуманы и в 1960-е, и в 1970-е, и в 1980-е годы, чтобы понять, какую функцию театр может иметь в обществе. Мне очень жалко, что на сегодняшний день не существует такого театра, каким Театр на Таганке был в 1960-70-е годы. Есть замечательные и прекрасные театры, есть замечательные постановки, но такого театра, который бы объединил людей, единомышленников, - этого нет. Либо в обществе все в порядке, либо можно рассудить так, что театры занимаются другими, более эстетическими и визуальными поисками.
Сам Юрий Любимов сердится, когда его театр называют "политическим":
- Пришили мне такую бирку, что я занимаюсь политическим театром. Когда я поставил Брехта, у нас Брехт был мало известен, и мне было очень интересно, как постигать эту новую драматургию. Я всегда занимался эстетикой, а не политикой. Политика наступала на мои спектакли пятой, их всячески цензурировала, кромсала. Им не нравилось то, что выражалось. Их интересовал текст, он им не нравился. Он не нравился им даже и у Горького в "Матери", в Достоевском, не нравился всюду. Потому что хорошие тексты раздражают власть - они не врут.
Хорошими текстами театр продолжает "раздражать" и сейчас. В его репертуаре около 20 спектаклей: по Достоевскому, Кафке, обэриутам, Булгакову, Мольеру, Шекспиру, Солженицыну. Последняя, только что выпущенная работа Любимова называется "Сказки". В ней соединены сочинения Андерсена, Уайльда и Диккенса. И пусть нынешний театр не назовешь приютом единомышленников, пусть не стоят в его кассы ночные очереди за билетами, но Юрий Любимов по-прежнему строго воспитывает отличных артистов, а в его спектаклях столько озорства, юмора и энергии, что приписать их легче 25-летнему юноше, чем 90-летнему мудрецу.
- Если мы не найдем в структуре современного мира место театра, нас затрут. Отсюда идут выводы о форме, неконсервативных формах, которые мы должны придумывать для театра. Видимо, он должен быть более компактным, более рентабельным, более экспрессивным, впитывать в себя другие жанры. И в этом русле его надо развивать, - убежден руководитль театра.
Мы забудем годы и числа, и какой на дворе был съезд, и чего не было в магазинах, но никогда не забудем спектаклей Юрия Любимова и художника Давида Боровского. И Владимира Высоцкого в вязаном кольчугой свитере Гамлета. И как Алла Демидова - Гертруда наносила крем на лицо, и оно превращалось в маску. И как играла Зинаида Славина в "Добром человеке из Сезуана". И как разметывал по воздуху листы рукописи Воланд Вениамина Смехова. И каким наивным, святым Кузькиным был Валерий Золотухин. И как умирали девочки Татьяны Жуковой, Натальи Сайко, Нины Шацкой, Марии Полицеймако в "А зори здесь тихие", и как они пели: "Растет во лесу, растет во бору зеленая сосеночка, понравилась парнишечке молоденька девчоночка"... Забыть нельзя. Хранить вечно.