"Мегафон" признал кавказских "дочек"

"Мегафон" расширил зону своего присутствия

Российский "Мегафон" признал покупку контрольных долей в абхазском и югоосетинском сотовых операторах. В Тбилиси говорят, что это противоречит грузинским законам. Юристы считают претензии безнадежными.


"Мегафон" в годовом отчете сообщил о завершении в марте 2009 года сделки по приобретению оффшорной компании Debton Investments, владеющей контрольными пакетами акций абхазского ("Аквафон GSM") и югоосетинского ("Остелеком") сотовых операторов. Ранее за рубежом российская компания была представлена только в Таджикистане.


О покупке российской компанией абхазского "Аквафона" источники газеты "Ведомости" говорили еще в декабре, однако официального подтверждения информации тогда не последовало. После выхода публикации представители грузинской Национальной комиссии по коммуникациям (НКК) заявили, что согласно принятому осенью "Закону об оккупированных территориях" подобная экономическая деятельность на территории республики требует специального разрешения властей Грузии. Нарушителям, по их словам, грозит ответственность в соответствии с грузинским законодательством. После формального подтверждения сделки в этот четверг начальник юридического департамента НКК Кахи Курашвили повторил "Ведомостям", что генпрокуратура Грузии может применить в отношении "Мегафона" санкции вплоть до объявления в розыск его руководителей.


"Остелеком" — единственный югоосетинский оператор, появившийся в республике в 2004 году. Очень скоро местные жители "за глаза" начали называть его "Мегафоном", отмечал сайт Ossetia.ru в 2007 году, хотя официально в обеих компаниях признавали только наличие роуминговых соглашений. Это, впрочем, не помешало югоосетинскому оператору ввести в РЮО российский префикс "Мегафон-Кавказа" (+7-928), а грузинскому президенту Михаилу Саакашвили — назвать появление в Южной Осетии российских операторов сотовой связи "классическим примером аннексии".


Летом и осенью 2008 года грузинские власти пытались штрафовать "Мегафон" за незаконную работу на территории РЮО — сначала на три с половиной, а потом на 357 тысяч долларов. Оператор отрицал свою вину, настаивая на том, что имеет место только роуминговое партнерство.


Сейчас, после официального признания суверенитета Абхазии и Южной Осетии Россией и некоторыми другими государствами, заявления грузинской стороны о возможных санкциях уголовно-правового характера в отношении "Мегафона" и его руководства выглядят как блеф, отмечает в беседе с корреспондентом Радио Свобода руководитель практики "Арбитраж. Конфликты. Судебные споры" юридической фирмы "Вегас-Лекс" Андрей Корельский. "На сегодняшний день компании, которые приобретают какие-то активы в этих республиках, приобретают их в рамках того законодательства, которое там действует, — говорит юрист. — Понятно, что оно пока "серое" и несовершенное, тем не менее, местные органы законодательной и исполнительной власти ему подчиняются. Никто всерьез не будет рассматривать подобные требования, в том числе и в международном правовом пространстве".