"Сургут" не пускают в Европу

"Сургут" присматривается к MOL

Скандал с покупкой "Сургутнефтегазом" венгерской нефегазовой компании MOL продолжается. "Сургут" хочет быть акционером MOL, но не хочет рассказывать о себе.

Как известно, еще 9 апреля Сургутнефтегаз купил 21,2% акций MOL у австрийской компании OMV. О подробностях этой сделки рассказывалось в эфире Радио Свобода.

MOL сразу же сочла это попыткой "недружественного поглощения", заявив, что ей не известны и не понятны цели российского инвестора, напоминают сегодня "Ведомости".

Вчера состоялось собрание акционеров MOL, на котором представители "Сургута" не присутствовали. MOL отказывается включить российскую компанию в реестр акционеров, так как Энергетическое агентство Венгрии до сих пор не подтвердило факт сделки. Причина: у агентства возникли "дополнительные вопросы", а российская компания не выполнила все процедуры, т.е. на вопросы пока не ответила.

Между тем, накануне собрания генеральный директор "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов выступил с открытым письмом, которое, по идее, должно было разъяснить позицию компании. Богданов, в частности, написал, что "Сургуту" не удается наладить диалог с венгерской компанией.

"Более того, несмотря на то что мы своевременно выполнили все требования, которые должны быть выполнены для внесения в реестр акционеров компании, по неизвестным причинам "Сургутнефтегаз" не был включен в список акционеров для участия в …общем собрании акционеров, что вновь лишило нас возможности разъяснить руководству MOL и ее акционерам наши намерения и представления о будущем сотрудничестве",- написал в открытом письме гендиректор "Сургута".

Что стоит за этим конфликтом? На эти и другие вопросы в интервью РС ответил финансовый аналитик Андрей Сотник.

- Известно, что "Сургут" уже заплатил за акции деньги, причем цена оказалась значительно выше рыночной. Что за "дополнительные вопросы" могли возникнуть у венгерской стороны к российской компании?

- Думаю, что никаких дополнительных вопросов у венгерской стороны не возникало. Первый и самый главный вопрос, на который не дан корректный ответ, и который не может не волновать венгерскую сторону - кто реально владеет "Сургутом", то есть кто его бенефициары. "Сургут" едва ли не самая закрытая из всех российских нефтяных компаний. Тот же ЛУКойл такого рода информацию спокойно открывает. Почему "Сургут" сопротивляется - вопрос. Возможно, потому, что те, кто стоят за этой компанией, не хотят себя раскрывать.

Второе, что интересует венгерские власти - чистота денег, которые были вложены в покупку венгерской компании. Согласитесь, есть серьезнейшие основания искать документально подтвержденные ответы на этот вопрос, когда цена покупки в условиях мирового кризиса значительно выше рыночной. Некоторые западные эксперты именно поэтому уже высказали предположение, что "Сургут" мог использовать деньги, к примеру, "Газпрома" или "Роснефти". Впрочем, с таким же успехом мы - в отсуствии информации - можем предположить, что это деньги марсиан. Но давайте не забывать: Венгрия уже член Евросоюза. Поэтому она использует стандартные для Евросоюза требования - в Европе, как известно, всерьез борются с отмыванием денег.

Если Россия желает и дальше цивилизованно участвовать в международной торговле, то как ее власти, так и бизнес-структуры, включая первоклассные банки, выдающие гарантии российским компаниям, должны постоянно об этом помнить. Проскочить мимо этих процедур сегодня невозможно, какие бы могущественные российские силы за тобой не стояли.

- Но гендиректор "Сургута" Богданов утверждает, что венгерская сторона не идет на диалог.

- Венгерская сторона задала вопросы, но ответа на них по установленным формам не получила. Частное же письмо Богданова - не выход из создавшейся ситуации.

- Как теперь может повести себя "Сургут"?

- По-разному. Если его обманули австрийцы, у которых он покупал акции MOL - подаст в суд. Но если именно "Сургут", а не иные третьи лица, хочет получить долю в MOL, придется пройти через стандартную процедуру и сделать прозрачным то, что сегодня выглядит мутным. А также документально доказать, чьи деньги были использованы при покупке.

- Известно, что не только "Сургут", но многие крупные компании с российскими корнями не спешат становиться прозрачными. И ничего, преуспевают. В том числе на мировом рынке. Вспомним, хотя бы нефтетрейдера Gunvor, принадлежащего господину Тимченко. Сколько раз в западных СМИ появлялись намеки на то, что высокие российские политики не чужие для этой компании. Ну и что?

- Все эти намеки бьют по репутации российского бизнеса. И серьезно. И чем дальше, тем реальный ущерб для российского бизнеса будет значительнее. Кстати, не исключаю, что закрытость международной группы компаний Gunvor сыграла определяющую роль в истории, которую мы сегодня обсуждаем. Так как "Сургутнефтегаз" ни разу не раскрыл имена своих реальных акционеров, то эксперты вынуждены были пытаться разглядеть за загадочными номинальными владельцами (то их было четверо, сегодня утверждают, что один - Богданов) фигуры не только гендиректора, но и проживающего в Швейцарии гражданина Финляндии Геннадия Тимченко, которого называют "другом и коллегой Владимира Владимировича Путина". А он, как известно, имеет прямое отношение к Gunvor. Венгры, как публичная европейская компания, вполне могли принять все эти слухи во внимание и застраховаться от неожиданностей. И застраховались.

MOL на вчерашнем собрании действительно предпринял ряд шагов, которые должны защитить компанию от любых "марсианских" угроз. Поправки серьезно расширяют полномочия совета директоров MOL. Теперь, к примеру, в любой момент он может запросить информацию о бенефициарах своих акционеров и, если не получит ее (или будет сомневаться в достоверности), может ограничить акционера в правах.