Враг государства Российского

Аннулирование росийской визы не удивило и не огорчило Марта Лаара

Марту Лаару, который дважды был премьер-министром Эстонии, лидеру партии "Союз отечества", входящей в правящую коалицию, аннулирована российская виза.

Как официально проинформировали Радио Свобода в посольстве России в Эстонии, "приезд Марта Лаара в Россию нежелателен, однако никто не лишает его права ходатайствовать о получении визы повторно". Подробностями этой истории и своими впечатлениями от нее Март Лаар поделился с Радио Свобода.

- Когда вам была выдана российская виза?

- Несколько дней назад. И почти сразу, получается, была аннулирована. Так что, может быть, кто-то сделал ошибку. А, может быть, наоборот, не сделал ошибку.

- Для чего вы собирались ехать в Россию?

- Речь шла о туристической поездке и, соответственно, туристической визе. Я с друзьями собирался в начале мая проехать по бывшей Восточной Пруссии. Мы хотели посетить Литву, Польшу, Калининградскую область. Я сам составил маршрут так, чтобы посетить и могилу Канта, и места наполеоновских битв, потом в Мальборк в Польше, в Клайпеду. В Калининграде я планировал быть всего день, так что непонятно, когда бы я успел дестабилизировать там обстановку.

- У вас есть предположения о причине аннулирования визы?

- Это, я думаю, в определенном смысле признание моей работы. В последнее время российские власти очень нервничают, когда в Европе преступления коммунизма поставлены на один уровень с преступлениями нацизма. В нынешней Государственной Думе обсуждается законопроект, который вообще угрожает так называемым фальсификаторам истории уголовным преследованием. Я думаю, мир все больше понимает, чем был коммунизм и Советский Союз. А нынешнее российское руководство пытается идентичность страны выстроить на той же идее советской империи. Это, видимо, делает их немного нервными.

Я очень много работаю в этой сфере, пишу книги, у меня есть свой фонд, который исследует преступления коммунизма, и я работал очень активно, чтобы декларация Европарламента о преступлениях коммунизма была принята. Так что я воспринимаю эту историю с визой как призыв работать еще инициативнее.

- Когда вы последний раз были в России?

- Два или три года назад.

- Никаких проблем не возникало?

- Никаких

- У вас наверняка остались контакты, связи, друзья в российском политическом классе?

- Да, я часто встречаюсь с ними на международных конференциях. У меня в России вообще много друзей. Но это друзья скорее из либерального спектра. Я больше общаюсь с теми политическими деятелями, которые в нынешний момент не являются членами Государственной Думы. Я работаю с "Мемориалом" и хотел бы работать еще больше.

- Вы не кажетесь удивленным или разочарованным тем, что так получилось с визой.

- Нет, конечно. Меня уже в 1989 году советская власть, когда я свою первую большую статью писал о преступлениях НКВД, пыталась судить и обвиняла в фальсификации истории. Я уже привык. Просто это еще один пример, что нынешняя Москва и советское руководство того времени не слишком друг от друга отличаются.

- В комментарии российского посольства подчеркнуто, что никто не мешает вам снова ходатайствовать о получении визы. Воспользуетесь?

- Пожалуй, нет