Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.
Андрей Шарый: Валентин Корабельников, долгие годы возглавлявший Главное разведуправление Генерального штаба российской армии, уволен со своего поста. В официальных структурах говорят, что просто подошел возраст - Корабельникову 63 года, и контракт с ним уже один раз продлевался. Однако есть информация и о том, что теперь уже бывший шеф ГРУ был не согласен с планами реформы армейской разведки.
Данила Гальперович: Валентин Корабельников по военной специальности был ракетчиком, но всю свою военную карьеру сделал в военной разведке - уже в 1992 году он был первым заместителем начальника ГРУ Генштаба, а в 1997-м возглавил это ведомство. Военачальник, пользовавшийся доверием Бориса Ельцина и даже получавший от него благодарности, Корабельников остался во главе армейской разведки и при Владимире Путине, но по-настоящему трудные времена начались для него, когда министром обороны стал Анатолий Сердюков. О разногласиях между Генштабом и министерством знали все, но, тем не менее, главный редактор интернет-сайта "Агентура.ру" Андрей Солдатов утверждает, что отставка начальника ГРУ не выглядит политической.
Андрей Солдатов: Вся стратегия Корабельникова была представить это как нечто большее, чем обычное кадровое решение, и с этим были связаны его публичные заявления и разговоры в кулуарах, и комментарии со стороны всяких генералов о том, что он в знак протеста бросает рапорт на стол и так далее. Если честно, мне кажется, что все-таки это было решение, которое принято достаточно давно, что Корабельникова надо убирать. И решения, на самом деле, о реформах, которые идут в ГРУ, тоже были приняты достаточно давно. Я не вижу, чтобы он что-то изменил в этих реформах или чтобы решение о его отставке что-то могло изменить, поэтому, я думаю, это такая запланированная вещь.
Данила Гальперович: Тем не менее, некоторые российские издания написали об утечке из Генштаба, согласно которой, Корабельников написал рапорт об отставке, желая выразить свое несогласие с намеченными мероприятиями по реформе военной разведки. Что это за реформа и зачем ее проводят, рассказывает военный эксперт Павел Фельгенгауэр.
Павел Фельгенгауэр: Это не просто смена начальника ГРУ, это будет меняться кардинальным образом сам ГРУ. В первую очередь ГРУ будут делить на части. Из него в первую очередь выделят войска спецназначения, спецназ, и будут создавать специальное отдельное командование спецопераций. Второй вариант, что в будущем ГРУ выведут из состава, из подчинения Генштаба и подчинят военную разведку напрямую министру. Тут дело в том, чтобы ослабить Генеральный штаб, вот этот старый, советский, имперский Генеральный штаб. А ГРУ - это не только по численности большая часть Генштаба, это и по сути очень сильная вещь, поскольку, опираясь на данные разведки, можно продвигать свое мнение. А раз разведка подчинена Генштабу, то, естественно, она выдает те разведданные и выводы, в которых заинтересован Генштаб.
Данила Гальперович: По мнению Андрея Солдатова, даже если есть задача ослабить Генштаб, то непонятно, какая цель, если говорить не о личном контроле, а о боеспособности армии, преследуется министром обороны, который эти изменения инициирует.
Андрей Солдатов: Это идет, конечно же, от Сердюкова, потому что, в принципе, если говорить о каких-то концепциях, в общем, не очень понятно, зачем сокращать ГРУ. Тем более что многие вещи, кажется, что противоречат друг другу. Например, с одной стороны, Сердюков (явно это исходит от Сердюкова) сокращает эти все бригады максимально. А с другой стороны, люди в Генеральном штабе, как вы помните, еще осенью заявляли о том, что будут созданы силы быстрого реагирования. Если создавать новые силы быстрого реагирования, соответственно, их нужно кем-то комплектовать, в том числе, наверное, этими спецназовцами ГРУ. И одновременно их же и сокращают. Пока речь идет о том, что эти спецназовцы вынуждены, приходится им идти во внутренние войска. Совершенно другая структура, где расширяются кадры, там нет никаких сокращений, главнокомандующему внутренних войск удалось отстоять, что его ведомство не сокращается - то ли из-за кризиса, то ли еще из-за каких-то причин. Но пока спецназовцы идут туда, и явно никакой стратегической линии в этом нет.
Данила Гальперович: Павел Фельгенгауэр согласен с тем, что реформа проводится по плану Анатолия Сердюкова, причем одобрена она всеми центрами влияния.
Павел Фельгенгауэр: Сердюков пользуется полной поддержкой политической руководства, его радикальные реформы пользуются политической поддержкой, причем сразу и Владимира Путина, и Дмитрия Медведева. Хотя Сердюков - сам по себе это, все знают, он человек в первую очередь Путина. Но никаких разногласий между Путиным и Медведевым по части сердюковской военной реформы нет, они оба ее поддерживают.
Данила Гальперович: При этом в самой армии, по словам Павла Фельгенгауэра, генералы не протестуют, а старшие офицеры тихо ропщут.
Павел Фельгенгауэр: Недовольство есть, скорее, на среднем уровне. Генералы сейчас все настолько запуганы, что никакого недовольства не проявляют, а все стоят по стойке "смирно" и боятся, что их уволят. А среди среднего звена недовольных хватает, в том числе и среди разведчиков и бывших разведчиков.
Данила Гальперович: Скандал в армейской разведке России был бы тихим, если бы не имел предыстории. Еще в начале этого года одна из частей спецназа ГРУ - бердская бригада - решилась на прямой протест против планов ее расформирования.