Рожать или работать?

Ученые прогнозируют резкое сокращение трудосопособного населения в России

Одна из главных проблем современной России, по мнению экспертов ООН, - демографический кризис, негативные тенденции в этой области в ближайшие десятилетия могут породить новые проблемы для экономики и социальной сферы страны.

Эксперты ООН представили в Москве доклад "Россия перед лицом демографических вызовов". По мнению авторов документа, страна стоит на пороге быстрой естественной убыли населения трудоспособного возраста: к 2050 году население России сократится на 26 миллионов человек - до 116 миллионов.

Ученые, работавшие над докладом, определили два типа проблем: проблемы так называемого ремонта демографической ситуации и проблемы приспособления к тому, что нельзя отремонтировать. Текущую ситуацию директор Института демографии Государственного университета Высшей школы экономики Анатолий Вишневский обрисовал так:

- Окно демографического благоприятствования сейчас захлопывается. Мы подошли к поворотной точке, когда сокращение населения, происходящее с 1992 года, продолжится, но при этом возрастные изменения, которые до сих пор были благоприятными, станут очень неблагоприятными. Мы сейчас входим в самую острую фазу демографического кризиса. До 2050 года население России, по среднему варианту прогноза Росстата, сократится на 11 миллионов человек. А население в рабочем возрасте сократится на 14 миллионов человек. По сути, оно будет сокращаться примерно на 1 миллион в год. И возрастные соотношения будут резко ухудшаться.

По прогнозам Росстата, с 2008 по 2025 годы пенсионеров в России станет примерно на 5 миллионов больше. Как такая ситуации может отразиться на экономике страны, рассказал президент фонда "Центр стратегический разработок" Михаил Дмитриев:

- Это довольно сильно влияет на темпы экономического роста. Если снижается доля трудоспособного населения, это значит, что при тех же темпах роста производительности труда ВВП на душу населения растет медленнее. И к 2020 году, при прочих равных условиях, это на 10-13 процентов снижает уровень дохода на душу населения, выраженные в долларах по паритету покупательной способности. Кроме того, уменьшение доли населения трудоспособных возрастов, естественно, увеличивает социальные расходы. Увеличение доли пожилого населения, как правило, ведет к снижению сбережений. В России и без того уровень вложений за счет внутренних источников не превышает 20 процентов ВВП. Для роста в 7 процентов в год нам нужно 28-30 процентов ВВП инвестиций. И вот такая тенденция к снижению внутренних накоплений довольно опасна в этих условиях.

Все идет к тому, что доля неработающих, то есть социальных иждивенцев, значительно возрастет. Однако Михаил Дмитриев считает, что если уровень рождаемости не повысится, темпы экономического роста могут остаться на прежнем уровне:

- Наши оценки показывают, что рост социальных расходов в этом сценарии оказывается в пределах допустимого для стран такого уровня развития. Вряд ли они смогут дестабилизировать государственные финансы, чрезмерно усилить налоговую нагрузку и снизить конкурентоспособность российской экономики. А вот если мы возьмем оптимистический демографический сценарий - там картина другая. Там дополнительные социальные расходы оцениваются в 8-10 процентных пунктов ВВП. Это больше, чем может себе позволить страна с тем уровнем ВВП на душу населения, которого Россия достигнет к 2020 году. Такой рост нагрузки, безусловно, скажется на конкурентоспособности российского бизнеса, замедлит темпы экономического роста.

Эксперты считают, что существует комплекс мер, которые следует принять, чтобы хотя бы отчасти исправить сложившуюся ситуацию: к трудовой деятельности следует привлекать не только мигрантов, но также инвалидов и неработающих матерей. Так считает заместитель директора Института независимой социальной политики Оксана Синявская:

- Очевидно, что и в настоящий момент, и особенно в будущем ощущается потребность в развитии сектора социальных услуг - по уходу за детьми, пожилыми, инвалидами. И все это, на самом деле, имеет одно решение, общее и для рынка труда, и для системы социальной защиты. По сути, мы ощущаем недостаток и необходимость в развитии различных форм гибкой занятости - неполной, дистанционной занятости, которые как раз могли бы создать рабочие места в секторе социальных услуг, сервисной экономике, информационных технологий. И вот эти разные категории занятых могли бы как раз найти себя в этих сегментах рынка труда.
Демографические вызовы, по сути, представляют собой вызов не просто отдельным частям рынка труда или отдельным частям социальной политики. По сути, мы имеем дело с вызовом всей системе социальных институтов России.

Итак, основные направления стратегических ответов на демографические вызовы определены. Воспользуются ли исследованиями ученых российские власти - это уже другой вопрос.