«Позиция Беленького выводит "Хрустальную Турандот" из-под критики»

«В усадьбе Кусково графом Борисом Петровичем Шереметьевым был создан крепостной театр. А премию "Хрустальная Турандот" учредил тоже Борис Петрович, но Беленький». [Фото — <a href="http://www.kuskovo.ru/rus/index.shtml" target="_blank">КУСКОВО</a>]

25 июня в московской усадьбе-заповеднике Кусково в пятнадцатый раз будет вручена негосударственная театральная московская премия «Хрустальная Турандот». Имя лауреата в номинации «За честь и достоинство профессии» уже известно — им стал Лев Дуров.


«Хрустальная Турандот» существует с 1991 года. С тех пор принципы ее не менялись. Жюри состоит из Андрея Макаревича, Екатерины Максимовой, Анатолия Приставкина, Петра Тодоровского и Юрия Черниченко. Оно знакомится со спектаклями, рекомендованными экспертами, а вердикт оглашает актриса, приглашенная на роль Турандот. Поначалу церемонии вели Турандот и Калаф — артисты театра имени Вахтангова Марина Есипенко и Евгений Князев. Турандот загадывала стихотворные загадки, Калаф должен был угадать имя победителя. В прошлом году загадки были написаны прозой, а место Марины Есипенко заняла ее коллега Мария Аронова. В ее исполнении Турандот сделалась невестой, вроде гоголевской Агафьи Тихоновны, и уже она гадала, кого из женихов-лауреатов ей выбрать. Место Калафа вообще занял сват. В этом году на его роль приглашен сценарист и киноактер Александр Адабашьян: «Я по году рождения человек, наверное, все-таки еще советский, поэтому всякий раз, когда приглашают на какую-то работу, вместо того, чтобы спросить, сколько это будет стоить, спрашиваю, что за компания, что там будет происходить. Когда я узнал, что там будет за компания, кто там будет Турандот и вообще о чем идет речь, вот это меня и заставило принять это историческое решение».


Мария Аронова и Александр Адабашьян в костюмах от Аллы Коженковой вновь встретят гостей в усадьбе Кусково. Именно здесь графом Борисом Петровичем Шереметьевым был создан крепостной театр. А премию «Хрустальная Турандот» учредил тоже Борис Петрович, но Беленький: «Это Кусково, родина московского театра, дом, который построил Борис Петрович Шереметьев, построил для познаний и увеселений. В этом году, как всегда, премия будет вручаться по уже известным номинациям и в этом году вновь будет награжден иностранец за вклад в театральное искусство Москвы».


Рискнем предположить, что на сей раз награду получит болгарский режиссер Александр Морфов за спектакль «Затмение» в «Ленкоме». На мой вопрос, действительно ли Борис Беленький ни разу не просил денег на премию у государственных структур, он ответил утвердительно: «Мне очень хочется, чтобы государство помогало библиотекам, которые нуждаются, сельским клубам, картинным галереям. А на такие вещи мы найдем деньги сами».


Эта позиция Бориса Беленького выводит премию из-под критики. Человек сам находит деньги, сам устраивает праздник, и охотников судить-рядить, по справедливости досталась победителям статуэтка или нет, обычно не находится.