Системное наступление чиновников на исторический центр Москвы

Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Ольга Вахоничева.

Евгения Назарец: Общественное движение "Архнадзор" представило издание "Красная книга Москвы 2009". В ней речь идет о 250 исторических зданиях и памятниках столицы, которые власти намерены либо снести, либо неграмотно реконструировать. Пока это только электронная версия будущей книги, но представители движения "Архнадзор", созданного пару месяцев назад, называют "Красную книгу" публичным призывом к федеральным и городским властям остановить разрушение старой Москвы и сохранить уникальную историко-градостроительную среду столицы. Но скептики считают, что подобные акции не возымеют действие: слишком дорога земля и коммерческая недвижимость в центре Москвы.

Ольга Вахоничева: Первая страница в электронной версии "Красной книги Москвы" - это карта центра столицы с отмеченными на ней историческими объектами, находящимися под угрозой исчезновения. Красные метки густо пестрят на карте. 250 "статусных" памятников и зданий это не полный перечень объектов, нуждающихся в защите от разрушения вследствие бесхозности, сознательного сноса, реконструкции или же продажи их инвесторам. О судьбе некоторых объектов из этого списка рассказывает куратор сайта "Архнадзор" Александр Можаев. Открывает список Расстрельный дом на улице Никольской.

Александр Можаев: Это очень драматическое место, в 90-е годы еще был разговор о том, чтобы там музей репрессий построить. А в 2000-х появился проект строительства там какого-то торгового учреждения с фактическим сохранением только внешних стен и со строительством парковки какой-то. Но буквально в прошлом году вдруг выяснилось, что кроме мемориальной ценности, еще в углу здания, которое обращено как бы к "Детскому миру" и комплексу "Наутилус", обнаружена огромная трехэтажная палата XVII века, пока что не исследованной. Предполагают, что это князьям Хованским принадлежало.
Тверской путепровод, уникальный для Москвы памятник технического сооружения эпохи модерна, построенный по венским образцам, по проекту транспортной развязки на площади Белорусского вокзала, изначально речь шла о том, что его надо расширять. Транспортные эксперты, к которым обращались мы, они очень сильно сомневаются в том, что это вариант как единственный верный. Как, собственно, и весь проект большой Ленинградки вызывает сомнения. Сейчас выясняется, что он будет еще и на пару поднят, и количество пролетов другое.
С "Детским миром" очень все нехорошо. Это не только памятник советской архитектуры, но и совершенно знаковая для города вещь, для многих поколений очень дорогих и значимых адресов. Он может уйти следом за Тишинским птичьим рынком. То есть просто пропало несколько пунктов из предмета охраны, в том числе пропали полностью интерьеры здания, материал конструкции стен тоже отсутствует.

Ольга Вахоничева: В "Красной книге" есть информация и о тех объектах исторического наследия, которые могут быть разрушены или уничтожены впоследствии. Ситуация с памятниками, охраняемыми зданиями и даже целыми улицами достаточно серьезная, предупреждает координатор "Архнадзора" Константин Михайлов.

Константин Михайлов: Нужно говорить о системном наступлении на исторический город или о системном бедствии, которое терпит наш исторический город. Дело в том, что нужно искать выход из этого положения. Цель нашего проекта, естественно, привлечь внимание к конкретным адресам бедствия, как настоящего, так и будущего, привлечь внимание городской общественности, привлечь внимание властей. В какой-то мере эта "Красная книга" представляет собой отчет о работе "Архнадзора" в последние месяцы, потому что источником ее послужила наша повседневная работа. Список, к сожалению, будет пополняться, потому что жизнь то и дело подкидывает нам новые сюжеты. Мы сейчас заняты, например, систематизацией сведений о наблюдающихся утратах на станциях московского метрополитена.

Ольга Вахоничева: Председатель Гильдии театральных режиссеров России Андрей Самойлов из числа скептически настроенных к таким начинаниям общественников людей. Он убежден, что процесс разрушения исторического города остановить фактически нельзя.

Андрей Самойлов: Мы живем по правилам южноамериканской демократии, когда оппозиция может говорить все то, что ей вздумается, а правительство может делать все то, что оно хочет. Поэтому бессмысленно говорить. Лужкова очень много просили не застраивать те пустые места, где когда-то были наши замечательные памятники. Нет. Конечно, все те организации нужны, занимаются очень полезным делом, но они не имеют никакой возможности бороться с титанической фигурой и мэра, и Ресина, и людей, заинтересованных в новом строительстве. Я думаю, что план, который у них выстроен в голове, он будет, безусловно, реализован, и не остановит ничего. Центр, который мог бы оставаться Центром, начал разрушаться с 1917 года и это все продолжается.