В Москве проходит фестиваль еврейской музыки

Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Тамара Ляленкова.

Евгения Назарец: Пятый фестиваль еврейской музыки "Идишфест 2009" в эти дни проходит в Москве.

Тамара Ляленкова: Нынешний фестиваль еврейской музыки юбилейный и посвящен, как, впрочем, и все предыдущие, памяти основателя - известного педагога, руководителя ансамбля еврейской песни "Дона" Анатолия Пинского. "Идищфест" называют также фестивалем клезмерской музыки, что, строго говоря, не совсем точно определяет музыкальные границы фестиваля. Достаточно сказать, что в программе выступления нью-йоркского трубача-авангардиста Фрэнка Лондона, канадской джазовой пианистки Мэрилин Лернер, питерской рок-группы "Наеховичи". Клезмер здесь, скорее, дух, который объединяет исполнителей, независимо от жанра и места жительства. Я попросила Марка Ковнацкого, руководителя группы "Гамбург-Клезмер-бенд" (он принимает участие в фестивале с 2005 года) рассказать подробнее о музыкантах, приехавших в Москву.

Марк Ковнацкий: Это музыканты уже достаточно высокого уровня, располагающие, как правило, классическим образованием и которые в той или иной степени когда-либо получили какой-то толчок к интересу традиционной еврейской ашкиназской музыки, которую принято называть клезмер. В основном они приезжают, как правило, по рекомендации в начале каких-либо еврейских общин в своих городах. Основной костяк, порядка 20-25 человек, которые приезжают, как правило, на все фестивали, которые происходят на территории СНГ, плюс какое-то количество человек, которые всякий раз приезжают вновь. Часть из этих людей появляется просто, чтобы показаться, есть люди, которые действительно вливаются. Все они, как правило, закрепляются в этой, можно сказать, в каком-то плане семье, тусовке. Что, опять-таки, достаточно типично именно для наших фестивалей, фестивалей СНГ - это то, что очень часто направленность этих фестивалей так же идет на то, чтобы из людей, которые приехали изначально в качестве участников, в качестве студентов этих фестивалей, впоследствии сделать людей, которые в состоянии на этих же фестивалях преподавать.

Тамара Ляленкова: Поскольку фестиваль длится уже некоторое время, можно говорить о каких-то тенденциях. Что-то может быть меняется в традиции?

Марк Ковнацкий: Во-первых, у нас все чаще наблюдается тенденция, что люди, которые приезжают на эти фестивали уже достаточно долгое время, со временем они начинают только исполнять традиционные вещи, но они начинают создавать что-то новое. Они приносят именно свой вклад в эту музыку, именно в музыку так же этих фестивалей. Они приносят новые идеи. Это могут быть не только идеи в виде, собственно, новых вещей каких-то авторских, но это могут быть идеи по методике преподавания, это могут быть идеи по вообще изменению какой-то концепции, то вообще ставится во главу угла конкретного фестиваля, возможность делать его в каком-то плане тематическим каждый год.

Тамара Ляленкова: "Идишфест" - это не только концертная программа, это еще вокальные и инструментальные мастер-классы, большой музыкальный семинар. Я спросила у одного из преподавателей, певца из Кишинева Ефима Черного.
Кто приходит на семинары и что там происходит?

Ефим Черный: На мой взгляд, многое зависит от того, кто приезжает преподавать. Потому что в зависимости от того, кто преподает, привносятся некоторые изменения, коррективы в программу фестиваля. Если посмотреть на историю фестиваля, то преподавать приезжали музыканты разных верований, разных традиций, разных направлений в еврейской музыке. Кто-то играет классический клезмер, кто-то играет клезмер-джаз, это такая музыкальная сторона, музыкальная традиция фестиваля менять направление и сохранять между тем все равно настоящий, глубокий, народный дух этой музыки. К нам приезжают лауреат премии "Грэмми", музыкальный руководитель ансамбля "Клезматикс" Фрэнк Лондон, номинант "Грэмми" Адрианна Купер, американские музыканты (Лондон - трубач, Адрианна Купер - певица). К нам приезжает потрясающая джазовая пианистка, еврейская пианистка из Канады Мэрилин Лернер, тот человек, без которого вообще сегодня еврейская музыка немыслима. Майк Альперт из коллектива Brave Old World, который для клезмерской музыки - это все.

Тамара Ляленкова: Мастер-классы в рамках фестиваля проходят каждый день. А ближайшие выступления будут 30 апреля в культурном центре "Дом". "Все еврейские звезды" выступят в заключительном гала-концерте Фестиваля в Московском международном Доме музыки.