Парис в Рахманиновском зале

"Студия новой музыки"

Музыку французского композитора Франсуа Париса в Рахманиновском зале Московской консерватории представляет ансамбль "Студия новой музыки". Франсуа Парис - один из интереснейших представителей среднего поколения французских авторов, творчество которого практически неизвестно российскому слушателю.

Музыкальный портрет Франсуа Париса пополнит галерею французских композиторов, которых в рамках проекта "Концерт-портрет" уже представляли музыканты ансамбля "Студия новой музыки". Франсуа Парис - ученик Жерара Гризе, и его творчество впитало в себя все главнейшие принципы "спектральной школы".

О своеобразии сочинений Франсуа Париса рассказал корреспонденту РС художественный руководитель ансамбля, композитор Владимир Тарнапольский:

- Парис - очень индивидуальный композитор. Он очень здорово работает с микротоновостью. Что это значит? Октава делится не на 12 полутонов, а на 24, по полчетверти тона. Или возможно еще более мелкое деление. Такое ощущение, что ты до этого был дальтоником, и вдруг перед тобой открылся цветной мир. Это необыкновенно расширяет все интонационные возможности, это дает совершенно новые возможности аккордики. Собственно, это один из секретов этой музыки.

Произведения Франсуа Париса в среду будут исполнять в Рахманиновской зале Московской консерватории. В программе концерта музыка к фильму, а также сам фильм Жана Виго "К вопросу о Ницце", музыка для парка Валь Гранде, для скрипки соло, для большого ансамбля и электроники, а также для виолончели соло. Владимир Тарнапольский продолжает:

Кроме того, на мой взгляд, Парис - очень яркий кинокомпозитор. В частности, в нашем концерте прозвучит его музыка к знаменитому немому фильму Жана Виго "К вопросу о Ницце". Вообще, это одно из любимых направлений современной музыки - писать новые сочинения новым музыкальным языком, а не стилизовать их. Мы будем исполнять эту музыку "под фильм". Это очень трудно координировать. Композитор не выписал посекундно тарификацию, он выписал просто свободные куски, и они должны совпадать с фильмом, что довольно сложно. Дело в том, что если бы он выписал точно секунды, музыка, по его словам, перестала бы жить. Практически он создает концерт для дирижера. В этом фильме, например, меняется какой-нибудь кадр - и темп этой смены служит основой для темпа следующего раздела. Это очень трудно поймать, трудно скоординировать. Я вообще не понимаю, как рационально это можно объяснить. Дирижеру нужно именно как-то иррационально погрузиться в этот фильм. Тут бесполезно знать, сколько секунд длится тот или иной эпизод, потому что во время исполнения время течет совершенно по-другому, оно неравномерно.

Дело в том, что, несмотря на глобализацию нашего мира, различные культурные школы по-прежнему очень сильно отличаются друг от друга. Может, они сегодня даже отличаются больше, чем они отличались сто лет назад. И французская музыка нашла свое лицо, ее мгновенно можно узнать по первому звуку, по первой странице партитуры. Ее отличает в первую очередь интерес к собственно красоте звука. Известно, какой красивый звук, скажем, у французских духовиков. То же самое с композиторами - они ищут красоту звука. Им абсолютно чужд концептуализм, они даже не понимают, что это такое, а вот красота звука, непосредственно звучание, оттенки этого звука, работа с его обертонами для них характерны. И вот, в частности, Франсуа Парис, много занимался исследованием звука. Это называется "спектральная школа". Иногда у меня такое впечатление, что в современной музыке теряется ощущение реальной красоты. А вот французская музыка этого не потеряла. Вам может нравиться это сочинение или не нравиться, нравиться этот композитор или нет, но вы всегда ощущаете эту непосредственную красоту звучания.