Тот самый Иванов

Александр Иванов, борец с "бунтовщиками"

Новый и.о. начальника московского ГУВД Александр Иванов занимал при прежнем руководителе Владимире Пронине пост первого заместителя - начальника криминальной милиции. Он, в частности, курировал обеспечение безопасности массовых мероприятий. Как именно – в интервью РС вспоминает замдекана факультета политологии Высшей школы экономики Валерия Касамара.

В январе нынешнего года в ректорат Государственного университета - Высшей школы экономики поступило письмо из ГУВД, подписанное Александром Ивановым. В нем говорилось, что несколько студентов "вышки" участвовали в несанкционированном массовом мероприятии (имелся в виду "Марш несогласных" 14 декабря 2008 года), предлагалось принять к нарушителям меры.

Руководство ВШЭ тогда встало на защиту студентов. Говорит Валерия Касамара:

- Ректор Высшей школы экономики Ярослав Иванович Кузьминов получил письмо от господина Иванова, в котором содержалась информация, что студенты вуза были задержаны за участие в несанкционированном "Марше несогласных". Из тех студентов, которые там упоминались, трое были с нашего факультета прикладной политологии. Их предполагаемое участие в этом мероприятии интерпретировалось в письме, фактически, как террористическая деятельность. Завершалось письмо такой хорошо забытой формулировкой: следует рассмотреть целесообразность дальнейшего обучения этих студентов в университете.

В университете была собрана комиссия, которая разбирала этот инцидент. В результате оказалось, что двое их моих студентов были задержаны на выходе из станции метро "Маяковская", то есть, они даже не успели подняться из подземного перехода на улицу. Еще одного молодого человека задержали, когда он подходил к скоплению людей – посмотреть, что там происходит, что за толпа. Ребята написали объяснительные, из которых было ясно, что никаких противоправных действий они не совершали. В ГУВД был направлен ответ. В нем говорилось, что мы не видим повода для отчисления этих студентов. И что вообще-то целесообразность обучения студентов в университете определяется их успеваемостью, а если они совершают какие-то противоправные действия или административные правонарушения, то это, прежде всего, их отношения с законом Российской Федерации в качестве граждан Российской Федерации. И что как граждане Российской Федерации они имеют право на получение образования, а отчислить их можно только по неудовлетворительным итогам сессии... Так что ребята продолжают учиться, все у них хорошо, ребята хорошие, учатся замечательно.

- А лично с Александром Ивановым вы тогда не общались?

- Нет, была только официальная переписка, ничего про него как про человека сказать не могу. Надеюсь, это назначение не приведет к ужесточению отношения к студентам, которые в момент проведения митингов оказываются на той или иной станции метро. Не хотелось бы делать из наших студентов "пушечное мясо". Университет – место, свободное от политики. Наши студенты могут придерживаться любых политических воззрений, кроме экстремистских. У нас есть и коммунисты, и единороссы, и "яблочники"… Кого только нет – и это их личное дело. Не хотелось бы, чтобы они были наказаны за взгляды.

- По сути, вы тогда, зимой, ответили милиции, что студенты просто не принимали участие в "Марше несогласных" – и, значит, нет повода их наказывать. А если бы они действительно участвовали в мероприятии?

- Ну, тогда бы они выясняли отношения с МВД, но никак не с руководством университета. Позиция университета четкая: мы выясняем отношения со студентами в следующих случаях: либо они имеют академические задолженности, которые не пересдали, либо они нарушили устав университета. В уставе университета ни слова не сказано о том, что студенты не имеют права участвовать в различных митингах.

Если бы их тогда поймали на этом митинге, то, пожалуйста, административная ответственность – 500-рублевый штраф, насколько я знаю, за участие в таких митингах и отказ подчиниться требованиям сотрудника милиции. Так что вызывайте в суд, судите, штрафуйте...

- После того, как администрация ВШЭ отказалась выполнить "пожелания" Александра Иванова, с его стороны дальнейших шагов не последовало?

- Нет, на этом все и закончилось. Думаю, здесь свою роль сыграла бурная реакция прессы, которая активно поддержала ребят. А ребята сначала очень волновались, нервничали, потому что, с одной стороны, не ожидали такой огласки, а, с другой, не знали, к чему эта огласка приведет.