Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.
Андрей Шароградский : Президент США Джордж Буш подписал указ, предписывающий запретить любую финансовую деятельность белорусских государственных чиновников на территории Соединенных Штатов. Согласно документу, запрет налагается на финансовую деятельность членов правительства и граждан Белоруссии, принимавших участие в фальсификациях на мартовских выборах главы Белорусского государства. А в самой Белоруссии Верховный суд приступает к рассмотрению иска о приостановлении деятельности Белорусского Хельсинкского комитета. Тему продолжит мой коллега Олег Кусов.
Олег Кусов : Речь идёт о причастности к фальсификации на прошедших выборах и к политическим репрессиям Александра Лукашенко, помощника белорусского лидера по вопросам национальной безопасности, его старшего сына Виктора Лукашенко, замглавы администрации Натальи Петкевич, министра юстиции Виктора Голованова, главы КГБ Степана Сухоренко и других чиновников. Рассказывает наш корреспондент в Минске Игорь Карней.
Игорь Карней: Председатель «Объединенной гражданской партии» Анатолий Лебедько приветствует подобное решение и не сомневается, что в скором времени на поверхность «всплывут» весьма интересные факты из жизни высших белорусских чиновников.
Анатолий Лебедько: У меня нет никаких сомнений, что такие счета существуют и через них проходят огромные суммы - от продажи оружия до контрабанды алкоголя. Однако, скорее всего, оформлены они на подставных лиц. Сегодня технологии такие, что можно использовать счета и без личного участия человека. Я думаю, что когда будет проведено расследование и когда счета будут заморожены, это сильно ударит по белорусскому режиму. Потому что он просто потеряет финансовые потоки.
Игорь Карней: Президент Белоруссии Александр Лукашенко неоднократно говорил, что никогда не имел банковских счетов за границей. Он заявлял, что приказал министрам подготовить справку о своих доходах, отправить ее в Белый дом и даже разрешил забрать все обнаруженные деньги тому, кто их найдет. В ответ на обвинения в подпольной торговле оружием Лукашенко парировал, что все социальные объекты, возведенные в последнее время в Белоруссии, построены за счет прибыли от реализации вооружений советских времен.
Александр Лукашенко: И сегодня меня упрекать в этом?! Мол, верните эти миллиарды! Да у нас, во-первых, никогда не могло быть миллиардов, потому что у нас нет оружия на миллиарды долларов. Я хочу, чтобы вы знали, что я никогда не смею переступить эту грань.
Игорь Карней: Согласно указу, упомянутые белорусские чиновники не смогут получить доступ к своим счетам в американских банках, а финансовые организации США, где бы они ни находились, не смогут им содействовать. Санкции, введенные американским президентом, приняты согласовано с Евросоюзом, который огласил такое решение еще в мае. Однако некоторые политики сомневаются в существовании банковских счетов госчиновников за границей. Когда банковская система подконтрольна государству, надежнее хранить сбережения как раз дома. Государственный департамент США в качестве такого места еще ранее называл минский «Инфобанк», недавно переименованный в «Трастбанк». Однако представитель Национального банка Анатолий Дроздов решительно отвергает подобные предположения.
Анатолий Дроздов: За три месяца до того, как выступил Госдеп, банк проверяли наши компетентные органы. Нет у Нацбанка, нет по этому вопросу никаких претензий.
Игорь Карней: Бывший кандидат в президенты Александр Козулин, который три месяца в ожидании суда находится в следственном изоляторе города Жодино, в своем телеобращении к избирателям говорил, что за десятилетие Белоруссия успела рассорится со всем цивилизованным миром.
Александр Козулин: Мы умудрились рассориться даже со своими соседями. Белоруссия является изгоем в цивилизованном мире ХХ I века. Время управлять по-советски закончилось. Стране пора перейти на цивилизованный путь развития.
Игорь Карней: Напомню, что, в соответствии с указом Джорджа Буша, всем американским компаниям запрещается иметь финансовые отношения с белорусскими гражданами, которые подозреваются в финансовых махинациях и политических репрессиях.
Олег Кусов : Это был материал нашего корреспондента в Минске Игоря Карнея.
Председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов считает, что и Россия могла бы повлиять на внутреннюю ситуацию в Белоруссии.
Сергей Караганов : Я не исключаю возможности применения санкций со стороны России, но главная санкция - это не санкция, это нормальная, разумная, экономическая политика. Потому что Россия до сих пор, тем или иным способом, субсидировала белорусскую экономику. При этом, насколько я знаю, руководство России было не в восхищении от того, как проводит белорусское руководство и свою экономическую, и свою политическую политику.
А сейчас, как вы знаете, речь пошла уже всерьез о том, чтобы потребовать от Белоруссии реальные цены на газ, которые в 4-5 раз превышают те цены, по которым мы этот газ поставляли. Естественно, мы должны при этом учитывать и интересы белорусского народа. Но мы знаем, что большая часть этих денег, которые Белоруссия получает с субсидируемых цен на газ, идет на поддержание режима, а не народа.
Олег Кусов : Говорил глава президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов.
Верховный суд Белоруссии намерен 23 июня рассмотреть иск о приостановлении деятельности Белорусского Хельсинкского комитета. Инициатором простановки деятельности правозащитников стало Министерство юстиции страны. Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева считает, что проблемы у белорусских правозащитников начались уже давно.
Людмила Алексеева : По отношению к общественным организациям давно ведется такая же политика. Но сейчас она вступила в один из своих кульминационных моментов, потому что официально нет заявления о закрытии, но можно считать, что практически ликвидирована самая активная, самая известная, самая влиятельная правозащитная организация Белоруссии - Белорусский Хельсинкский комитет.
Олег Кусов : Для приостановки деятельности Белорусского Хельсинкского комитета власти нашли неубедительный повод.
Людмила Алексеева : Они не уплатили те налоги, которые и не нужно было по закону платить, потому что речь идет о налогах по гранту от организации Европейского Союза ТАСИС, с которой и у России, и у Белоруссии существует соглашение, что налоги при переводе гранта сама организация ТАСИС выплачивает. Она их выплатила Белоруссии. А теперь требуют, чтобы еще раз уплатил эти же налоги Белорусский Хельсинкский комитет, причем задним числом. Речь шла о большой сумме. А поскольку этот комитет ни макаронная фабрика, ни казино, сам ничего не зарабатывает, получает гранты, естественно, на целевую работу тратит, и там не предусмотрены большие отчисления, налоги, то он оказался в безвыходном положении.
Олег Кусов : Но белорусские правозащитники намерены продолжать свою деятельность, несмотря на репрессии со стороны властей.
Людмила Алексеева : Закрыть Белорусский Хельсинкский комитет - это значит уничтожить правозащитной движение в Белоруссии. Хотя, я должна сказать, что по опыту закрытых 12-ти отделений Белорусского комитета, эти организации продолжают работать, перестав быть организациями. Просто люди работают в личном качестве. Поэтому, я думаю, что правозащитная работа в Белоруссии будет продолжаться. Но, поскольку это уже закрытая организация, как бы нам не пришлось в следующий раз собираться в защиту арестованных членов этого комитета.
Олег Кусов : Так считает Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.