В поселке Бутово сносят дома

Место поселка, по плану московских властей, должны занять многоквартирные новостройки

В поселке Бутово на Краснолиманской улице начался снос деревянных домов, жители которых согласились перебраться в новостройки в том же районе. Большинство их соседей, отказавшись от новых квартир, по-прежнему требуют прекратить снос и не покидают палаточный городок на Богучарской улице. Жители дома 19 по этой улице, которых в понедельник выселили с помощью ОМОНа, продолжают дежурить в импровизированном палаточном городке. Люди боятся, что их дома снесут бульдозером, как уже пытались неоднократно. Ночью они выступили с обращением к столичным властям с требованием дать им полноценную компенсацию за свои участки.


Выселение и снос домов в этом поселке осуществляется согласно решению столичных властей, которые предложили жителям равноценное, по их мнению, жилье в новых многоэтажках. Владельцы домов по улице Богучарской оценили землю, на которой стоят дома, от 120 до 200 тысяч долларов за сотку. Поэтому они считают, что средняя цена компенсации за участок (от 10 до 20 соток) с домом составляет около 3 миллионов долларов. Такие запросы мэр Москвы Юрий Лужков накануне назвал просто ненормальными.


Между тем, в Мосгордуме в среду заявили, что конфликта между жителями поселка и органами власти столицы, которые «вынуждены осуществлять силовые действия» по переселению жителей, в настоящее время нет, поскольку он исчерпан судебным решением, вынесенным на основании закона. «Исполнение судебного решения, вступившего в законную силу, осуществляет федеральная служба судебных приставов, но не городские органы власти», - говорится в заявлении.


Жители поселка в Южном Бутове и те, кто их защищает, считают по другому. И ситуацию называют именно что «конфликтом». Говоря об истории конфликта между жителями Южного Бутова и префектурой Юго-Западного округа Москвы, председатель комиссии Общественной палаты по контролю за деятельностью правоохранительных органов, адвокат Анатолий Кучерена упомянул распоряжение мэра Москвы Юрия Лужкова, изданное в 2004 году. В соответствии с документом, земли в этом районе изымаются для государственных и муниципальных нужд. Понятно, что земля в поселке нужна городу для строительства многоэтажных жилых домов. Однако по Жилищному кодексу жители поселка должны были за год до предполагаемого сноса их жилья получить уведомление со ссылкой на распоряжение мэра, зарегистрированное в Федеральной регистрационной палате. Но распоряжение Лужкова такой процедуры не прошло. А потому власти, как предполагает Кучерена, не сумев договориться с жителями поселка о добровольном переселении, начали давить на людей через суд: «Судья фактически в приказном порядке говорит: если вы сейчас не согласитесь, то вы завтра окажетесь на улице».


По мнению Анатолия Кучерены, префектура Юго-Западного административного округа Москвы не имеет права сносить частные дома в поселке Бутово, потому что у города нет формального права на землю под этими домами. По его словам, конфликт в Бутове обострился из-за нежелания властей общаться с людьми напрямую.


Конфликт достиг кульминации, когда судебные приставы при поддержке ОМОНа явились выселять семью Прокофьевых из дома на улице Богучарской. Вещи были насильно перевезены в однокомнатную квартиру, которую дали матери и сыну Прокофьевых, а их дом опечатан. Кучерена показал журналистам документ за подписью одного из руководителей УВД Юго-Западного округа, который предписывает сосредоточить в Южном Бутове подразделение милиции, поскольку там якобы готовится теракт. Милиция и помогала судебным приставам исполнять решение суда.


«Побои были. Избивали и женщин, и мужчин, - говорит Кучерена. - Получается, что руками милиции власти Юго-Западного округа города Москвы пытаются во что бы то ни стало этих людей унизить, оскорбить, выселить их оттуда».


На подобную манеру исполнения решения суда обратил внимание и член Общественной палаты, публицист Николай Сванидзе: «Что это за манера - напускать ОМОН на людей, на женщин, на пожилых людей? Вы представляете, что такое 150 бойцов ОМОНа, которые должны родину защищать, и защищают ее, Бог даст, хорошо, но в данном случае от кого они ее защищают – от женщин?»


Собственники частных домов и коттеджей в поселке Бутово не владеют земельными участками под домами. Причем в последние годы они не могут получить эти участки в собственность даже через суд. Сегодня судебные исполнители обвиняют жителей в том, что они вовремя не позаботились о закреплении права на землю: «Позиция власти поразительна: у тебя нет бумаги, которую мы тебе не дали, поэтому у тебя нет прав», - говорит еще один член Общественной палаты Олег Зыков.


Кучерена, Сванидзе и Зыков предлагают себя на роль посредников в конфликте, призывая чиновников префектуры сесть за стол переговоров с жителями Бутова. Но власть на контакт не идет. Впрочем правозащитники уже говорят, что если население не договорится с властью, дело станет предметом рассмотрения в Верховном суде, а затем, возможно, и в Страсбургском.