Туркменбаши изменил отношение к свободе

В 1992 году еще седой Сапармурат Ниязов (слева) запросто принимал у себя корреспондента Радио Свобода

Комитет защиты журналистов выразил резкий протест в связи с арестом в Туркмении внештатного сотрудника туркменской службы Радио Свобода Огулсапар Мурадовой и ее детей. За последние дни туркменскими властями были задержаны, по меньшей мере, 7 человек, имеющих отношение к Туркменскому Хельсинскому фонду. Правозащитники опасаются, что арестованные подвергаются жестокому обращению и пыткам.


58-летняя Огулсапар Мурадова была арестована практически одновременно с двумя активистами правозащитной организации Туркменский Хельсинский фонд, где журналистка раньше работала. Был также арестован родственник главы этой базирующейся в Болгарии организации Таджигул Бегмедовой, который, по ее словам, никакой правозащитной деятельностью не занимался.


Как рассказал ведущий информационных программ туркменской службы Радио Свобода Мурат Рахимов, Мурадова начала сотрудничество с Радио Свобода относительно недавно, всего три месяца назад, причем ее сообщения мало касались политических тем.


«Она не критиковала существующий политический режим, - говорит Мурат Рахимов. - В основном она описывала ситуацию в туркменских колхозах или социальную сферу жизни людей. После ее первого выступления сразу же стало вестись наблюдение, ее вызвали в местный КНБ и сразу дали знать, что она уже "засечена"».


На следующий день после ареста Мурадовой, также без санкции на арест, были задержаны трое ее детей, телефоны остальных родственников Мурадовой заблокированы, им запрещено общаться с журналистами. «Нас глубоко тревожит вероятность того, что задержанные могут подвергнуться пыткам и жестокому обращению, - цитирует агентство Прима-Ньюс Холли Картнер, директора правозащитной организации Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии. - Туркменистан является одним из самых репрессивных государств мира, и мы убеждены, что эти люди были задержаны с единственной целью - подавить инакомыслие».


Министр национальной безопасности Туркмении Гельдымухаммед Аширмухаммедов в телеобращении, которое транслировалось 19 июня, обвинил находящихся в изгнании туркменских оппозиционеров в попытках дестабилизировать режим Сапармурата Ниязова.


По мнению Мурата Рахимова, репрессии направлены именно против Туркменского Хельсинского фонда: «Здесь особого подъема в деятельности оппозиции не наблюдается. Скорее всего, это связано с деятельностью правозащитной организации Туркменский Хельсинский фонд, потому что в данный момент эта организация является одним из немногих источников распространения достоверной информации о ситуации в Туркменистане. Наверняка это раздражает Сапармурата Ниязова, и он принял меры как раз против вот этих людей, которые каким-то образом имеют отношения с Туркменским Хельсинским фондом».


В ближайшее время в Ашхабад прибывает делегация Европарламента, которой было поручено оценить целесообразность подписания временного торгового соглашения между ЕС и Туркменистаном. Речь идет, прежде всего, о поставках туркменского газа в Европу.


«Шокирует уже сам факт того, что Европарламент рассматривает возможность подписания торгового соглашения с таким одиозным, с точки зрения правозащитной практики, режимом, - отмечает представитель Human Rights Watch Холли Картнер. - Освобождение всех семерых задержанных должно стать первым пунктом повестки европарламентариев в Ашхабаде».