Истории Запада и Востока. 345 лет Британскому "Королевскому обществу"

Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондое Наталья Голицына.



Никита Татарский: Первой в мире академии наук Британскому «Королевскому обществу», исполнилось 345 лет.


О работе этого старейшего научного учреждения корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына побеседовала с его президентом лордом Мартином Рисом.



Наталья Голицына: Британское «Королевское общество», пожалуй, самое престижное научное учреждение Европы. И не потому, что это старейшая академия наук, стоявшая у истоков современной науки, но главным образом потому, что каждый нынешний член «Королевского общества» становится коллегой великих ученых, бывших его членами в разное время за последние три столетия, - таких гениев науки, как Ньютон, Дарвин, Фарадей, Флеминг, Резерфорд и многих других. Первое упоминание о «Королевском обществе» в печати датируется 1661 годом, когда королевская хартия даровала ему право заниматься «расширением знаний о природе». Но свое происхождение оно ведет от более раннего времени - от так называемого «невидимого колледжа» - неофициальных собраний философов и натуралистов-любителей, на которых в 40-е годы XVII века обсуждались научные идеи Фрэнсиса Бэкона - родоначальника научного метода исследования, автора «Нового органона» и лорда-канцлера Елизаветы I .


Тем не менее «Королевское общество» никогда не было и не стало государственным учреждением. Это независимая организация, которая консультирует правительство по научным вопросам, комментирует его политику в области науки, организует научные собрания и конференции, предоставляет гранты талантливым молодым ученым. Членами «Королевского общества» являются 1200 ученых. Ежегодно, согласно квоте, принимаются 44 новых члена. Нынешний президент «Королевского общества» - выдающийся британский астрофизик Мартин Рис, которому королева пожаловала титул лорда.


Как лорд Рис оценивает роль и влияние «Королевского общества» в научной и общественной жизни Британии?



Мартин Рис: Я бы сказал, что это влияние очень значительно. Оно объясняется прежде всего тем, что практически все крупные ученые страны - члены «Королевского общества». Его влияние и престиж объясняются также тем, что все наши советы и рекомендации составляются на основе самых квалифицированных экспертных оценок и при этом остаются абсолютно независимыми и объективными. Этому влиянию способствуют и наши широкие международные контакты, а также то, что значительную часть своей деятельности мы посвящаем разъяснению научных проблем широкой публике.



Наталья Голицына: Какими исследованиями занимается «Королевское общество» и выполняет ли оно государственные заказы?



Мартин Рис: Мы свободны в выборе тем для своих работ. Иногда мы выполняем работы по просьбе правительства, но не обязаны это делать. И в этом смысле мы отличаемся от Американской академии наук, у которой есть обязанность работать для правительства. Мы же можем сами выбирать темы для своих исследований. Например, мы занимались проблемами инфекционных заболеваний, использованием животных для научных исследований, проблемами топливных отходов АЭС и эффективностью энергетических проектов. Результаты этих исследований мы всегда публикуем в виде отчетов, впрочем, так же как и все наши предложения, и советы правительству.



Наталья Голицына: Если «Королевское общество» - независимая и неправительственная организация, то кто же финансирует его деятельность?



Мартин Рис: У нас есть специальный фонд пожертвований. Это частный фонд, в котором аккумулируются финансовые средства на протяжении столетия. Но мы также получаем небольшую субсидию и от правительства. Так что у нас смешанный источник финансирования - государственный и частный. Иногда в наш фонд поступают дотации от коммерческих организаций, стремящихся поддержать наши исследования. Нередко люди оставляют нам деньги в своих завещаниях. В нашем фонде накопилось порядка ста миллионов фунтов. Этот независимый от правительства источник финансирования приносит нам ежегодный доход в пять миллионов фунтов.



Наталья Голицына: Пользуются ли члены «Королевского общества» какими-либо материальными благами или же это только почетное звание?



Мартин Рис: Мы не получаем никакой зарплаты в «Королевском обществе» и даже обязаны платить членские взносы. Я остаюсь профессором Кембриджского университета и получаю зарплату только там. Члены «Общества» - это известные ученые, и они также получают зарплату не в «Обществе», а по месту работы - в своих университетах или научных институтах. Только наш технический персонал, работающий на постоянной основе и насчитывающий около ста человек, оплачивается «Королевским обществом».