Масскульт на службе у ксенофобии

В последнее время в Санкт-Петербурге участились случаи нападения на иностранных студентов

Идеи ксенофобии и расизма, по мнению экспертов, активно насаждаются в российском обществе не только с помощью средств массовой информации, но и с помощью произведений масскульта. Исследования в этой области также показали, что за подобной продукцией стоят крупные российские финансовые структуры. Об этом проблеме в интервью Радио Свобода рассказал независимый политолог Тимур Музаев.


- В результате проведенного вами исследования книжной продукции и кинофильмов выяснилось, что ксенофобия и расизм могут способствовать коммерческому успеху?


- Такие сериалы, телесериалы особенно, и бульварные издания выходят миллионными тиражами в России. Если на средства массовой информации обращают внимание, общественность, правозащитные, общественные организации, то вот такая вот бульварная литература практически находится вне зоны внимания. А вместе с тем это наиболее эффективный, наиболее действенный канал насаждения таких вот ксенофобских идей. Американская исследовательница Анна Бродски из Вирджинского университета провела специальные исследования, посвященные бульварной литературе в России, и буквально пришла в ужас от того, какие идеи там насаждаются. Она пишет в своей работе о современной российской литературе: «На этом примере мы видим новую форму идеологической поддержки геноцида». В частности, она считает, что зверства, совершенные российскими войсками в Чечне, в значительной степени обусловлены катастрофически высокой долей ультранационалистических настроений в обществе, которые поддерживаются этой литературой. В частности, среди таких изданий можно выделить творчество Пучкова «Кровник», Черкасова «Крестом и булатом. Атака», книги Воронина из серии «Панкрат», Доценко «Охота на бешеного», а также произведения писателя Проханова, такие как «Чеченский блюз». Это что касается книг.


Что касается сериалов, то здесь вопрос сложнее и интереснее. Два сериала за последнее время всколыхнули общественное мнение – это «Грозовые ворота» и «Спецназ». Поскольку практически в каждой серии прослеживалась явная тенденция насаждения негативного образа представителей определенного народа. В частности, «Грозовые ворота» - это фильм о десантном полке, который погиб в Чечне, и, естественно, там совершенно определенно прослеживается идея ненависти к чеченцам, к чеченскому народу. Мы поинтересовались, кто снимает такие фильмы, кто их финансирует и кому это выгодно. Мне кажется, что эти организации, крупные олигархи, которые стоят за производством всех этих фильмов, они должны отвечать – если по суду это невозможно, то хотя бы своей как бы деловой репутацией – за те проекты, которые они поддерживают своими деньгами. Мне кажется, что эти люди сейчас стоят в тени, их не видно. Все осуждают режиссеров, злятся страшно на актеров, которые снимаются в этих фильмах, но по сути дела настоящие виновники, настоящие зачинщики всех этих проблема – люди, которые финансируют фильмы, издания. Их невозможно, конечно, привлечь к ответственности, но обнародовать хотя бы такие сведения, чтобы общественность знала, имела в виду, мне кажется, необходимо и нужно.


- Финансирование продукции, распространяющей идеи фашизма, ксенофобии, это целенаправленная политика крупных финансовых структур или же недогляд, эксплуатация антикавказских настроений, привлечение зрителя, читателя с целью коммерческой выгоды?


- Я считаю, что это эксплуатация антикавказских настроений в коммерческих целях. Говоря приватно с представителями руководства коммерческих фирм, которых обвиняют в поддержке издания, распространяющих ксенофобию, они говорят, что ничего поделать не могут, это пользуется спросом. Но нужно отличать намеренную провокацию, которыми занимаются очень многие издания, от просто потакания вкусам читателя. Скажем, руководители этих изданий, руководители пиар-служб крупных корпораций – не мальчики, которые не могут отличить одно от другого, мне кажется. Совершенно четко прослеживается в ряде изданий и сериалов стравливание народов России друг с другом.


- И печатная продукция в России часто содержит в себе эти уродливые идеи. Кто финансирует подобную печать?


- Здесь я сошлюсь на многолетние исследования, которые проводит центр «Сова» - это московская исследовательская группа, которая специально занимается исследованием проблем ксенофобии и языка вражды в российских средствах массовой информации. Опираясь на исследования этой группы, мы проанализировали московский рынок средств массовой информации и выявили, в частности, издания, в которых намеренно и часто пропагандируются идеи вражды, идеи неприязни к народам, финансируются или принадлежат издательскому объединению, такому известному, «Проф-Медиа». «Проф-Медиа», как известно, входит в большую корпорацию «Интеррос». То есть они понимают, что они делают, или нет? Мне кажется, что они должны понимать. Они должны отслеживать свои издания, которые находятся под их контролем. Если они этого не делают, значит, они не дорожат своей репутацией, поскольку для такой огромной корпорации, как «Интеррос», все-таки репутация компании, которая поддерживает ксенофобские издания, она, мне кажется, не самая благоприятная.


Другая компания – издательский комплекс «Меда-Пресс». Она тоже издает газеты, в которых явно прослеживается – не по моим оценкам, а по оценкам независимых исследователей, работающих в Москве, из центра «Панорама», из Московского Бюро по правам человека, из других организаций – пропаганда идей ксенофобии, вражды между представителями различных наций. И, естественно, здесь нельзя не отметить газеты и издания, в том числе телеканал, принадлежащие московскому правительству. Это уже стало как бы трюизмом: те издания, которые принадлежат московскому правительству, средства массовой информации, они очень целенаправленно и планомерно, практически всегда проводят вот такие идеи неприязни к иностранцам, особенно иностранцам другого вероисповедания, приезжим другой национальности, не нужной, как они считают, для Москвы.