Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.
Марк Крутов: Итоги кинопроката в 2008 году стали рекордными в России. 830 миллионов долларов оставили зрители в кинотеатрах. Сборы российских картин в прокате достигли 215 миллионов долларов. Кто вытягивал на себе отрасль, а кто тянул ее обратно в финансовую бездну? Насколько прозрачны бюджеты российских картин и как просчитывается формула финансового успеха в кино? С этим попытался разобраться наш коллега Мумин Шакиров.
Мумин Шакиров: Действительно, еще никогда российский бокс-офис так близко не приближался к цифре 1 миллиард долларов. Учитывая, что мировой кризис начался осенью прошлого года и посещение мультиплексов пошло на убыль, прокатчики, продюсеры и владельцы кинотеатров, конечно же, не досчитались несколько десяток, а может быть и пару сотен миллионов долларов. И все же по сравнению с прошлым годом, а в 2007 оборот кинопроката в России составил около 550 миллионов долларов, а в прошлом - 830, цифры говорят сами за себя. Но не все так просто, считает главный редактор журнала "Кинобизнес сегодня" Александр Семенов.
Александр Семенов: Эта сумма была достигнута не столько увеличением продажи билетов, сколько увеличением цены билетов. Последние кассовые сборы выросли. В 2008 году они выросли на 30 процентов, а проданные билеты выросли на 10 процентов. Когда говорят - бум, бум, бум - это бум в деньгах, но не большой бум в посещениях. Рост цен на билеты - это и рост благосостояния. За счет этого, естественно, поднимались цены на билеты.
Мумин Шакиров: Как и раньше, большую часть доходов приносят зарубежные фильмы, хотя доля российский фильмов растет из года в год. Сегодня она составляет почти 25 процентов.
Александр Семенов: Количество кинолент российского производства, вообще, готово было около 200 фильмов, если не 250. Но вышло в прокат 78, из которых процентов 10, наверное, это большой успех. Процентов 25-30 - это те фильмы, которые хотя бы отбили свой бюджет. А все остальное - это просто полностью провальное кино. Эти фильмы на Западе никто бы не стал выпускать в прокат. Потому что фильм, который собирает 1 тысячу долларов - это позор. Потому что одна копия на фильм стоит примерно тысячи 2. Когда выходит даже 10 копий фильма и приносит 1 тысячу долларов, то это просто позор. Но на Западе существуют эксперты, которые говорят - ребята, не надо выпускать его в прокат, этот фильм надо продавать на кабельное телевидение...
Мумин Шакиров: Если сборы российских картин в прокате в прошлом году достигли отметки почти в 215 миллионов долларов, то основной бокс-офис приходится на три фильма - "Ирония судьбы-2", "Адмирал" и "Самый лучший фильм". Эти три картины взяли половину кассы - более 100 миллионов долларов. Но в российском кинобизнесе очень много непрозрачного.
Александр Семенов: Как оценить продвижение фильмов Первого канала? Оценить продвижение фильмов Российского телеканала? Как оценить фильм СТС? Вся мощь этих каналов начинает работать на продвижение этого фильма. У других людей - это затраты, а здесь это не считается затратами. Здесь это вроде как свое - внутренняя кухня, которая непонятно как распределяется, как делается. О реальных цифрах говорить можно. Мы не можем говорить о реальных бюджетах. Все знаю, как надо реагировать на эти бюджеты. Эти бюджеты заявляются самими кинокомпаниями. И когда они говорят сегодня, что "9 рота" стоила 5 миллионов долларов, а потом мне говорят, что "9 рота" стоила 9 миллионов долларов, потом 14, я не понимаю, сколько стоила "9 рота". Мне, например, фильм понравился. Я рад, что он собрал большую кассу, но я не понимаю, какой у него был бюджет. Я не могу ничего высчитать. Вот эти все бюджеты приблизительные. Вот сейчас говорят - "Тарас Бульба". Большой успех - 6 миллионов со старта. Гипотетически в общей сложности он, наверное, соберет 15 миллионов долларов. Неплохо. Но если из 15 миллионов долларов половина остается кинотеатрам, значит приходится 7,5 миллионов долларов. 10-15 %, предположим, уходят дистрибьюторам. Остается сумма, не сопоставимая с бюджетом, который объявляла студия - 25 миллионов долларов!
Мумин Шакиров: К сказанному Семеновым хочется добавить, что прокатчики и владельцы кинотеатров не особенно жалуют картины, которые принято считать авторскими или малобюджетными. Среди них есть качественные работы, но из-за отсутствия денег на продвижение таких фильмов, большой экран им не светит. Скорее - фестивали, выход на DVD и, если повезет, пару показов на телевидении.
Марк Крутов: Итоги кинопроката в 2008 году стали рекордными в России. 830 миллионов долларов оставили зрители в кинотеатрах. Сборы российских картин в прокате достигли 215 миллионов долларов. Кто вытягивал на себе отрасль, а кто тянул ее обратно в финансовую бездну? Насколько прозрачны бюджеты российских картин и как просчитывается формула финансового успеха в кино? С этим попытался разобраться наш коллега Мумин Шакиров.
Мумин Шакиров: Действительно, еще никогда российский бокс-офис так близко не приближался к цифре 1 миллиард долларов. Учитывая, что мировой кризис начался осенью прошлого года и посещение мультиплексов пошло на убыль, прокатчики, продюсеры и владельцы кинотеатров, конечно же, не досчитались несколько десяток, а может быть и пару сотен миллионов долларов. И все же по сравнению с прошлым годом, а в 2007 оборот кинопроката в России составил около 550 миллионов долларов, а в прошлом - 830, цифры говорят сами за себя. Но не все так просто, считает главный редактор журнала "Кинобизнес сегодня" Александр Семенов.
Александр Семенов: Эта сумма была достигнута не столько увеличением продажи билетов, сколько увеличением цены билетов. Последние кассовые сборы выросли. В 2008 году они выросли на 30 процентов, а проданные билеты выросли на 10 процентов. Когда говорят - бум, бум, бум - это бум в деньгах, но не большой бум в посещениях. Рост цен на билеты - это и рост благосостояния. За счет этого, естественно, поднимались цены на билеты.
Мумин Шакиров: Как и раньше, большую часть доходов приносят зарубежные фильмы, хотя доля российский фильмов растет из года в год. Сегодня она составляет почти 25 процентов.
Александр Семенов: Количество кинолент российского производства, вообще, готово было около 200 фильмов, если не 250. Но вышло в прокат 78, из которых процентов 10, наверное, это большой успех. Процентов 25-30 - это те фильмы, которые хотя бы отбили свой бюджет. А все остальное - это просто полностью провальное кино. Эти фильмы на Западе никто бы не стал выпускать в прокат. Потому что фильм, который собирает 1 тысячу долларов - это позор. Потому что одна копия на фильм стоит примерно тысячи 2. Когда выходит даже 10 копий фильма и приносит 1 тысячу долларов, то это просто позор. Но на Западе существуют эксперты, которые говорят - ребята, не надо выпускать его в прокат, этот фильм надо продавать на кабельное телевидение...
Мумин Шакиров: Если сборы российских картин в прокате в прошлом году достигли отметки почти в 215 миллионов долларов, то основной бокс-офис приходится на три фильма - "Ирония судьбы-2", "Адмирал" и "Самый лучший фильм". Эти три картины взяли половину кассы - более 100 миллионов долларов. Но в российском кинобизнесе очень много непрозрачного.
Александр Семенов: Как оценить продвижение фильмов Первого канала? Оценить продвижение фильмов Российского телеканала? Как оценить фильм СТС? Вся мощь этих каналов начинает работать на продвижение этого фильма. У других людей - это затраты, а здесь это не считается затратами. Здесь это вроде как свое - внутренняя кухня, которая непонятно как распределяется, как делается. О реальных цифрах говорить можно. Мы не можем говорить о реальных бюджетах. Все знаю, как надо реагировать на эти бюджеты. Эти бюджеты заявляются самими кинокомпаниями. И когда они говорят сегодня, что "9 рота" стоила 5 миллионов долларов, а потом мне говорят, что "9 рота" стоила 9 миллионов долларов, потом 14, я не понимаю, сколько стоила "9 рота". Мне, например, фильм понравился. Я рад, что он собрал большую кассу, но я не понимаю, какой у него был бюджет. Я не могу ничего высчитать. Вот эти все бюджеты приблизительные. Вот сейчас говорят - "Тарас Бульба". Большой успех - 6 миллионов со старта. Гипотетически в общей сложности он, наверное, соберет 15 миллионов долларов. Неплохо. Но если из 15 миллионов долларов половина остается кинотеатрам, значит приходится 7,5 миллионов долларов. 10-15 %, предположим, уходят дистрибьюторам. Остается сумма, не сопоставимая с бюджетом, который объявляла студия - 25 миллионов долларов!
Мумин Шакиров: К сказанному Семеновым хочется добавить, что прокатчики и владельцы кинотеатров не особенно жалуют картины, которые принято считать авторскими или малобюджетными. Среди них есть качественные работы, но из-за отсутствия денег на продвижение таких фильмов, большой экран им не светит. Скорее - фестивали, выход на DVD и, если повезет, пару показов на телевидении.